Переосмысление бога
Четырнадцатый день по Т.Родерику посвящен анализу и переосмыслению образа божественного, который имеется в нас самих. Постепенно я очень полюбил такие практики. Когда развернуто отвечаешь на хорошо поставленные вопросы, то в голове все обретает гораздо большую четкость и наполненность.
1. Какой образ бога существовал у вас в детстве?
Не думаю, что я в этом отношении хоть сколько-нибудь оригинален. Да, в детстве я представлял того самого мудрого старца с бородой, который сидит на облаке и смотрит за каждым моим действием. При этом не было никакого страха или отчуждения. Напротив, он воспринимался как советчик желающей моего скорейшего и гармоничного развития.
Особо вспоминается, как я любил сидеть и смотреть на ночник в образе Иисуса. Он был такой светлый, такой прекрасный…но как выяснилось в дальнейшем — и очень хрупким.
2. Как этот детский образ повлиял на ваше нынешнее понимание божественного?
До сих пор я представляю божеств в антропоморфной форме. Как мудрых учителей и союзников, которые всегда готовы прийти на помощь. Да, логически я понимаю, что они «растворены в мире вокруг нас», но никто мне не мешает «конденсировать» их образы во время медитаций и молитв.
3. Представляют ли известные вам образы бога истинную фундаментальную природу?
И да и нет. Я воспринимаю их как архетипы. Как образы, соответствующие человеку как биологическому виду. Однако, человек может видеть мир только со своей позиции. Нам не дано познать его с точки зрения муравьев, духов или камней. Поэтому они иллюзорны и не могут соответствовать «абсолютной истине» которая, на мой взгляд, не доступна человеку.
4. Важны ли образы бога? Почему? Какова цель веры в бога?
Для меня божественные образы являются проявлениями идеала, к которому следует стремиться. Это цель, придающая осмысленность жизни. «Инструкция» как правильно делать то или иное (Дионис учит веселью, Кали — гневу, Керридвен — тайным магическим искусствам).
5. Не лукавим ли мы перед собой, характеризуя бога с помощью образа? Почему?
В этом есть определенная доля лукавства. Ведь полностью божественное нам не познать. Следовательно мы можем осознать лишь тот «кусочек», который способны представить. Но не смотря на это, более эффективного метода взаимодействия с высшими силами я так и не нашел.
6. Беспокоит ли вас то, что в этой книге слово «бог» написано с маленькой буквы? Почему? Нужно ли писать слово «бог» с большой буквы?
Лично меня это совершенно не беспокоит. Я и сам предпочитаю писать данное слово с маленькой буквы. «Бог» с заглавной буквы для меня обозначает конкретное христианское или иудейское божество. Т.е. является именем собственным, с огромным количеством традиционных наименований, который по какой-то причине нельзя произносить в суе. Когда это слово используется для обозначение божественного «вообще», то его вполне допустимо писать так, как вздумается.
Собственно, точно такой же концепции придерживаются и орфографические словари русского языка
7. Какие автоматические, рефлекторные реакции вы проявляете в ответ на слова, буквы и грамматические правила?
Если говорить о слове «бог» — то никаких. А вот «кофе-оно», путаница в «одеть-надеть» и подобные ошибки иногда бесят…но я работаю над собой и стараюсь реагировать на такие вещи как можно меньше.
Автор: Negoc (Павел Федоров)