Статей о классификации магии в интернете можно накопать на небольшую библиотеку. Читаешь их и восхищаешься! Столько интересного, любопытного и привлекательного. Ощущение, словно персонажа в РПГ игре выбираешь. Привлекает природа и бородавки – тогда ты “ведьма” со специализацией на природной и предметной магии. Лень стирать одежду и улыбаться окружающим – прямой путь в некроманты с их черными балахонами, прогулками по кладбищу и удивительными дебаффами. Захотелось ощутить себя персонажем книжки жанра “городское фэнтези” – срочно закупайся книгами по биоэнергетике и презирай всех, кто использует “архаичные костыли” в виде заклинаний, амулетов и прочей ереси. В общем, выбор есть! Причем даже в рамках одной “специализации”.
Вот только есть одно важное отличие обыденной жизни от игр в “реал-РПГ”: полное отсутствие бонусов! То есть никаких “+10 к успеху при приготовлении зелья” или “увеличенная чувствительность к потокам энергии” вам так и не достанутся. И “биоэнергетик” может делать амулеты ничуть не хуже, чем выселенная в лесную избушку отшельница, чем будет очень обижать последнюю. Впрочем, отдельно отмечу, что привнесение “игровых классов и умений” в магию может быть очень эффективным. Просто в немного другом приложении. Поэтому свой опыт побед над ордами врагов при помощи фаерболов можно и нужно беречь.
Составляя данную классификацию я обратился к классической психологии. Если совсем точнее: транзактному анализу Эрика Берна. Плюс ее заключается в том, что она применима не только к магии, но и ко всей жизни вообще, от отношений, до активных продаж. То есть “искусство мудрых” рассматривается как один из видов деятельности человека и подчиняется ряду универсальных законов. В принципе, полезной может стать любая классификация из дифференциальной психологии. И практика показывает, что “холерики” действительно колдуют иначе, чем “флегматики”. Данная же традиция взята мной по нескольким причинам. Во-первых, я в психологической деятельности очень люблю именно эту школу. Во-вторых, она интуитивна понятна людям без базового психологического образования (не зря в свое время транзактный анализ вышел в люди как “психоанализ для домохозяек”). И, в-третьих, разделение на “взрослого-ребенка-родителя” очень приятно согласуется с викканской идеей о “богине деве/матери/старухе”.
Для начала немного теории.
Эрик Берн утверждал, что действия человека можно классифицировать по эго-состояниям. Это привычные модели поведения, которые приобретаются нами в течении жизни.
Первое из них – “ребенок”. Это методы взаимодействия с реальностью, которые были эффективны в детстве. К примеру: заплакать, чтобы получить конфету; или надуться на весь мир дабы привлечь внимание. Дети говорят на языке эмоций, желаний, образов. Поэтому некоторые ученые даже утверждают, что вся магия происходит именно отсюда. Основная его задача – оценивать реальность (нравится она нам или нет), получать энергию, творчество, инициативность, интуитивные действия.
Второе состояние – “родитель”. То есть модели поведения, которые мы копируем у старших и авторитетных людей. Именно отсюда мы строим самые строгие лица и говорим: “У нас так не делают”. Родители общаются на языке законов, правил, традиций. Их основные задачи: давать безопасность, ограничивать опасную деятельность, адаптировать человека во взрослом мире через соблюдение правил.
Третье состояние – “взрослый”. Сюда попадают все моменты, когда готового решения задачи у нас нет и необходимо решать вопрос “здесь и сейчас”. Именно он говорит языком “эффективно/неэффективно” и отвечает за осознанное взаимодействие с миром.
Таким образом, каждое эго-состояние нужно и важно. Как в жизни, так и в магии. Но в то же время каждое из них имеет свою область применения и является неэкологичным включать “родителя” там, где должен трудиться “взрослый”. Поэтому и получается, что можно разделить магическую деятельность по тому, из какого состояния мы колдуем и что в итоге хотим получить.
“Детское колдовство”
Самое яркое, эмоциональное и красивое! Сюда можно отнести все “экстатические практики”: танцы у костра, пение песен, интуитивные ритуалы, обряды “по зову души”, медитации уводящие в сказочные миры и образы. Практики на “чувствование и единение с силами/энергиями” мы также относим сюда. Они считаются удавшимися, если оставляют после себя приятное эмоциональное послевкусие. В идеале, от них стоит отходить, как от любовника после страстного секса, или от вкуснейшего тортика. И применение этих практик полностью совпадает с “функциями эго-состояния Ребенка”
- дают энергию
- изменяют настроение
- настраивают на “поток”
- дают творческую самореализацию
- позволяют переоценить ситуацию
- пробуждают интуицию
- формируют мечты
- настраивают на взаимодействие силами и энергиями
- способствуют самораскрытию и самопознанию
Есть целые школы, которые работают практически полностью в этом состоянии. И викка по моему мнению относится именно сюда и потому часто воспринимается несколько “несерьезно”, ибо дает воспоминания о нашем детстве. Кроме того, сюда спокойно можно отнести транцендентные медитации, большинство шаманских школ, динамические медитации ОШО и многое-многое другое.
“Родительское колдовство”
Серьезное и обстоятельное. Когда мы его производим, то где-то на подкорке сидит критик со словами: “Это вам не игрушки!” И практики этого рода считаются успешными, если удалось проследовать всем правилам и предписаниям ритуала. В идеале же, проводя их и сами вы должны быть “правильными” и приближаться к совершенству. Сюда можно отнести строгие ритуалы каббалы, типа “изгнания при помощи малого ритуала пентаграммы”. Посты и аскезы. Религиозные праздники и таинства. Молитвы. После них возникает чувство причастности к сообществу/эгрегору/роду и удовлетворение перфекциониста.
Функции такого колдовства:
- дает ощущение защищенности и стабильности
- заземляет
- позволяет почувствовать себя частью традиции
- дает ощущение “плеча” и “сопричастности”
- придает уверенности в своих силах
- позволяет направить силу даже в ситуациях, когда вы ее не ощущаете
- дает поддержку и опору
- позволяет получить награду или наслать наказание за несоблюдение каких-то правил или требований (возмездие)
В этом состоянии очень любят работать “традиционные школы”, которых часто обвиняют в косности, сухости и догматичности. Каббала и сефиротическая магия, западная демонология, церковная магия, традиционное чернокнижие.
“Взрослая магия”
Построена на принципах эффективности и достижениях конкретных целей. При ее проведении не сильно важно то, как вы себя чувствуете. На первое место становится то, что вы получаете в итоге. То есть исцеление должно убирать недуги. Любовная магия – привлекать партнеров. Денежная – увеличивать количество вожделенной валюты в кошельке. Результаты при этом всегда можно измерить и посчитать. К примеру, ведение дневника сновидений является успешным, если вы стали чаще видеть сны и они становятся более осознанными.
Ее функции:
- сформировать и направить намерение
- достичь цели
- эффективно использовать имеющиеся ресурсы
- осознать себя “здесь и сейчас”
- практическое применение знаний и навыков
- сформировать стратегию и составить план
Тех, кто специализируется на данном состоянии часто можно обвинить в “эклектичности”. То есть им не важно из каких традиций взяты методы, главное – чтобы они привели к желаемому результату. Сюда можно отнести нагвалей Карлоса Кастанеды, большинство школ по биоэнергетике которые дают “ключи к достижению целей” (ДЭИР, ШМА, космоэнергетика и т.д.)
“Смешение стилей”
Как и в обычной жизни в магии мы редко используем только одно эго-состояние. Здоровая личность легко между ними переключается и именно поэтому считается целостной. Но функциональность родителя, ребенка и взрослого при этом сохраняется и легко отличается в процессе. К примеру, возьмем викканский ритуал.
Сама его структура, построение круга, необходимый список инструментов – происходят из “Родителя”.
Нагнетание сил, экстатические практики, ритуал “вина и печенья”, свободные разговоры с богами, творчество в процессе – находятся под покровителем “Ребенка”
Формирование намерения и отпускание его в мир – явный “Взрослый”.
И практика будет эффективной тогда, когда каждое из эго-состояний будет знать свое место. К примеру, если вы будете формировать намерение из “Ребенка”, то просто уйдете в фантазии и иллюзии. “Родитель” никогда не позволит услышать собственную интуицию. “Взрослый” будет мешать отдаться потоку и расслабиться. И данная простая классификация позволит хотя бы немного начать ориентироваться в том, как сделать собственную практику эффективной. Ну и перестать обесценивать “несерьезные медитации” или “ритуалы колеса года”, а позволить им занять свое место.
Автор: Negoc