Были времена, когда я только-только начинал изучать магию. И читая умные книжки (к примеру, Крэга) постоянно натыкался на рекомендацию вести дневник практики. Дескать, это такая мегаполезная штука, которая в кратчайшие сроки сделает из меня великого колдуна. Однако, сколько бы ни старался вести записи — все время что-то мешало! И на долгое время эта великолепная практика оставалась неким подобием подборки упражнений для кубиков пресса: Висит на стене, внушает чувство вины и ни капельки не приближает к вожделенному результату.
Наверное, это продолжалось бы и по сей день, если бы я не начал изучать психологию. А там дневники являются не просто чем-то «правильными», «хорошим» или «рекомендуемым», а вполне проработанным инструментом терапии с множеством схем подходящих под самые разные запросы. И, естественно, я решил вспомнить свою мечту о написании рукописных дневников становления мага, но уже в новом подходе. И добился в этом просто фантастических результатов! Таких, что можно разделить мои занятия тайными искусствами на «до» и «после», а голову начать чесать с немым вопросом: «Почему же я не делал так раньше?»
Но прежде чем писать о том, как сделать дневники эффективными, стоит отметить почему в магии они стали атавизмом, а в психологии — читерским эволюционным ходом.
Итак, давным-давно, во времена древних психологов, которые предпочитали вести свою родословную от самого Фрейда, услуги мастеров врачевания душ стоили огромных денег! Таких, что к ним могли прибегать только люди определенного социального слоя и статуса. Возмущенный этой несправедливостью, один психолог в третьем поколении по фамилии Прогофф (он был учеником Юнга, который работал с самим Зигмундом) поймал за хвост интереснейшую мысль: Как сделать так, чтобы психология стала доступна всем и при этом сохранила свою эффективность. Долго наш герой размышлял над этим вопросом, пока наконец-то не пришел к выводу, что нужно дать людям какие-нибудь инструменты самопомощи, а специалистам оставить роль проводника в этом захватывающем пути. Так что Прогоффа в определенном смысле можно сравнить с Прометеем, подарившим людям пламя. Только он предложил вести клиентам дневники! Да не просто то, что сейчас называется новомодным словом «фрирайтинг», а по определенной схеме, дабы они эффективнее служили задаче уборки в голове человека. У фрирайтинга, кстати, тоже есть в психологии свое применение, но это уже совсем другая история.
Таким образом, наш герой поставил с ног на голову психологию того времени. Во-первых, ввел понятие психологической самопомощи, которое сегодня вылилось в множество курсов и учений по саморазвитию, самосовершенствованию и прочих «само». И за это его можно с чистой совестью приковать цепями к скале. Ибо за дело! Столько душ покалечила его инициатива, что не счесть. Во-вторых, ввел в психологию концепцию домашних заданий, что позволило людям ходить к специалисту один раз в неделю и реже, вместо рекомендуемых Фрейдом 3-5 (и это реально дешевле!!!), при сохранении эффективности терапии. В-третьих, начал изучать ведение дневников как эффективного инструмента, отмечая плюсы, минусы, противопоказания и особенности применения. То есть превратил из рекомендации, которой нужно слепо следовать ради того, чтобы соответствовать критериям «хорошести» в действенный инструмент с помощью которого можно достигать реальных измеримых целей.
К сожалению, в магии героя подобного Прогоффу не нашлось и ведение дневника осталось мертвой практикой, которую в некоторых школах принято делать только потому, что «до вас все так делали и теперь ваша очередь, ибо так правильно». И если в родоплеменном строе такой подход действовал, то сегодня человек справедливо задает вопрос: «За каким-таким Богом-Падубом надо?». И если не получает четкий ответ, то делать ничего не будет. Ибо времени и так мало! Нужно сериалы посмотреть, на работы сходить и беговой дорожке время уделить. Не до глупостей современному человеку.
Поэтому вот мой ответ о том, почему в магии дневники не стали популярны: От нас нагло скрыли те плюшки, которые они дают, превратив их в «работу в стол». Думаю, кстати, те же последователи ордена Золотой Зари использовали дневники по-полной. Есть определенные причины предполагать это. Но не особо этому обучали тех, кто был вне школы. Что, несомненно обидно, но исправимо.
Автор Negoc