Практика ведения магического дневника

от Yegor

Джеймс Вассерман

Делай, что изволишь, вот весь Закон.
Дневник — это и график и журнал отважным мореплавателям Невероятного Путешествия. («Мастер Храма»).

«Простите за вмешательство, – сказала она, — но Магический Дневник у нас в Аббатстве самая важная вещь» (сестра Афина Беспредельной Лу и Сэру Питеру в «Дневнике Наркомана»).

Алистер Кроули настаивал на важности Магического Дневника в своей особой системе образования. На протяжении многих лет я встречал немало коллег-учеников, которые пренебрегли этой инструкцией. С другой стороны, я получал удовольствие, ведя, как предлагал Кроули, свой личный магический дневник около четверти века. Это эссе – попытка передать ценность ведения магического дневника, в основном, словами самого Кроули. Также я основываюсь на своем собственном опыте. Двумя самыми важными инструкциями и примерами магического дневника Кроули являются: «Джон, Св. Джон» (1909) и «Магистр Храма» (1919).

 

Краткая биография Алистера Кроули
Алистер Кроули (1875-1947) был величайшим магом 20-го века. Его всепроникающее влияние на современное магическое мышление сочетается с его положением как Пророка или Логоса нынешней эпохи. Фигура, по меньшей мере спорная, у Кроули есть как преданные последователи, так и пылкие неприятели.

Его родители были фундаменталистами, членами Плимутского Братства, литералистской протестантской секты, в которой проповедовал его отец. Вскоре после смерти отца Кроули восстал против жесткости группы, которая побуждала его мать сравнивать его со Зверем 666 Апокалипсиса. Он очень страдал в детстве от ее неистовой ортодоксальности, и от тех членов секты, что окружали его. Большая часть страданий этого периода жизни отображена в «Трагедии Мира».

После поступления в Кембридж он начал свое официальное оккультное обучение в 1898 году в Герметическом Ордене «Золотой Зари». Основанный 10-ю годами ранее, магический орден включал некоторых выдающихся светочей английской оккультной и литературной общественности, в том числе двоих из его лидеров – Уильяма Уинни Уэсткотта и С.Л. МакГрегора Мазерса, поэта В.Б. Йейтса, романиста Артура Мейчена, и оккультного автора Артура Эдварда Уэйта. Другим примечательным членом был блестящий инженер, Ален Беннетт, который позднее стал буддийским монахом. Кроули быстро поднялся по степеням «Золотой Зари» и начал обучаться лично у Беннетта.

Вскоре «Золотую Зарю» стали раздирать разногласия и различные личные драмы, хорошо знакомые членам магических сообществ. Кроули, никогда не избегавший хорошей драки, стал ключевой фигурой в конфликтах. Утомившись в конце концов поведением своих честолюбивых коллег и нуждаясь в смене обстановки, в 1900 году он начал много путешествовать. Он побывал в Мексике, на Гавайях, на Цейлоне, в Бирме, в Индии, в Гималаях, в Египте, во Франции и вернулся в Англию. В 1903 году он женился на Розе Эдит Келли и они провели медовый месяц в Париже, Каире и на Цейлоне.

На обратном пути в Англию в 1904 году, они снова остановились в Каире, где произошло событие, изменившее жизнь Кроули и ставшее в значительной мере ключевой точкой в эволюции человеческого рода. 20 марта 1904 года, направляемый телепатическим контактом своей жены с Высшим Разумом, он совершил Инвокацию Гора, Египетского бога Силы и Огня. Снова направляемый ее инструкциями, 8, 9 и 10 апреля он получил 3 главы Книги Закона на трех часовых сессиях прямого голосового общения.

«Книга Закона» провозгласила планетарный переход в Эон Гора (часто называемый Эрой Водолея). Книга дает новые формулы и моральный кодекс, соответствующий этому периоду. Основное может быть подытожено в две фразы, наиболее часто цитируемые из Книги: «Делай что изволишь, вот весь Закон» и «Любовь есть закон, любовь, в соответствии с волей». По поводу концепции Истинной Воли Кроули более 80 лет завывают журналисты желтой прессы и прочие медиа-истерики. Действительное мнение Кроули касательно Истинной Воли было так возвышенно, что он описывает моральный кодекс Книги Закона, как самый простой из когда-либо предложенных человечеству. Для начала исследования этого предмета читатель отсылается к «Равноденствию Богов» и книге «Закон для всех».

Оставшаяся часть жизни Кроули была связана с «Книгой Закона». Сначала он бунтовал против нее. Где-то пять лет спустя он начал сознательное подчинение Силам, ответственным за послание – пропаганду, толкование и служение Им посредством его личных магических и мистических практик, записями, работой с учениками и достижениями в магических обществах А:.А:. и О.Т.О.

Кроули создал А:.А:. в 1908 году с Джорджем Сесилем Джонсом по указаниям Духовной Иерархии, ответственной за управление человечеством. Лучшее описание события включено в «Liber Cause, Историческую лекцию», имеющуюся в «Священных Книгах Телемы» и в сборник «Жемчужины Эквинокса». А:.А:. состоит из Степеней, соответствующих Сефирот Древа Жизни. Система Древа Жизни, пришедшая из еврейской Каббалы, стала основой деятельности Западной эзотерической традиции. Древо – это диаграмма, которая графически описывает Вселенную, как состоящую из 10 Сфер Сефирот, соединенных 22-мя Путями, которые соответствуют 22-м буквам еврейского алфавита. Древо Жизни формирует основу всех оккультных практик от Таро до работы с Путями, от ритуальной магии до астрологии. Блестящее введение в систему имеется в «Мистической Каббале» Дион Форчун, где она, главным образом, анализирует шедевр Кроули — Liber 777.

Степени А:.А:. подразделяются на 3 секции Древа Жизни. Они включают Внешний Орден G.D., Внутренний Орден R.C., и Высший Орден S.S.. Официальное издание Ордена – журнал «Равноденствие», который начал издаваться весной 1909. Лозунг А:.А:. смело включен в эмблему «Равноденствия»: «Метод — наука, цель — религия». Магическая система, которой он учит, называется Научное Просвещение.

Кроули настаивал, чтобы все ученики вели магический дневник. Это строгое требование первой Степени А:.А:., Ревнителя, и необходимое дополнение ко многим более продвинутым практикам высших Степеней. Манифест А:.А:. «Звезда видна», опубликованный в «Магии в теории и практике», дает множество примеров важности дневника на всех ступенях обучения в описаниях Степеней от Ипсиссимуса до Ревнителя. Кроули считал, что дневник должен сопровождать Мага в течение всего его жизненного пути. В защиту этого утверждения можно процитировать его описание степеней Мага и Магистра Храма в «Звезда видна», где он упоминает свой дневник и дневник Брата Ахада.

 

«Равноденствие»
Среди принятых Кроули обязанностей было заключение учений древней мудрости в «некое подобие Розетского камня», предназначенного, чтобы уцелеть в темную эпоху, которая, как ему казалось, маячит перед человечеством. Он называл «Равноденствие» Энциклопедией Посвящения. Том I издания содержал 10 номеров, около 4000 страниц, публикуемых дважды в год в течение пяти лет, в Весеннее и Осеннее Равноденствие. Он включал в себя множество практических магических указаний, а также возвышенные и вдохновляющие тексты, вкупе с поэзией, короткими историями, обзорами книг и прочими атрибутами литературного журнала. Том II обозначен как «Том Молчания» [он не был создан]. Кроули начал том III в 1919 году, издав в США его первый номер. Номера третьего тома публиковались довольно нерегулярно. Так, номер 2 никогда не был выпущен, а номера 6-10 были опубликованы О.Т.О. после смерти Кроули.

В первом номере и тома I и тома III Кроули уделил значительную часть места публикаций своим инструкциям касательно магического дневника, обе из которых включены в это собрание. Равноденствие I, №1 включало как специальное дополнение к «Liber DCCCLX, Джон. Св. Джон», будучи «Записью Магического отшельничества G.R. Брата А.M.». Он служил как «…совершенная модель того, какова магическая запись должна быть, в отношении формы» (MTП, с. 207). Это дневник Великого Магического Уединения Кроули, длившегося 13 дней, целью которого было осознанное призывание Святого Ангела-Хранителя в условиях «нормальной» городской жизни. Он изначально был написан с намерением быть опубликованным. Он также является записью его работ и используется в начале для Ритуала Pyramidos.

Другая классическая инструкция дневника – «Liber CLXV, Мастер Храма», первоначально появляется в «Равноденствии» III, №1. Это — отредактированная версия части магического дневника Брата Ахада, (Чарльза Стэнсфилда Джонса), длившегося с 1907 по 1913 гг. Она включает в себя обширный комментарий Кроули. Дневник Джонса был использован как орудие А:.А:. Он стал основой для анализа Научного Просвещения и прямым подтверждением инструкций Кроули по магическим записям. Он также демонстрирует способ, который учитель может использовать, чтобы понять и направить ученика, чтобы разведать комплексы, сковывающие его, если ученик предоставляет ясные и честные данные о себе в записях.

 

«Храм Царя Соломона»
«Храм царя Соломона» — это серия публикаций, которая проходит через 9 из 10 номеров I тома «Равноденствия». Это — история и анализ магической карьеры Кроули, взятая из его магического дневника. Капитан (позднее – генерал-майор) Дж. Ф. С. Фуллер делал редакции и записи по крайней мере первых четырех частей. Его девиз в А:.А:. — Per Ardua (Трудом) и он был Неофитом, Братом P.A., упомянутым в работе «Мастер Храма». Он порвал с Кроули в 1911 на полпути, из-за публикаций «Равноденствия».

«Храм Царя Соломона» описывал основные метафизические принципы и интеллектуальные компоненты Западной Магической Традиции, включая обширный обзор системы «Золотой Зари». Он также содержал анализ и обзор буддистской и йогической систем и их места в работе А:.А:. вместе с исчерпывающими записями практик Кроули в этих системах, выписанными из его магических дневников.

Раздел «Храма Царя Соломона» в «Равноденствии» I, №4 включает детальные записи относительно его занятий по медитации и концентрации в периоды исследований, а также немало стенограмм из его скрупулезно поддерживаемых журналов. Журналы описывают магические практики, йогу, медитации и упражнения по концентрации, записи снов и ежедневные наблюдения.

Часть в «Равноденствии» I, №8 содержит вдохновенный отчет Кроули о вызове Святого Ангела-Хранителя (Augoeides) в 1906 году. Augoeides назван Гением, это — Святой Ангел-Хранитель, или Божественное Эго, объединение с которым – Великая Работа. Упорство Кроули перед напором болезней, личная трагедия и разочарования весьма насыщенной жизни составляют этот эпический документ.

 

Краткая биография Брата Ахада
Чарльз Стэнсфилд Джонс, Брат Ахад, (1886-1950 гг.) был в одно время наиболее обещающим учеником Алистера Кроули, тот считал его ребенком, предсказанным Книгой Закона. Смотрите среди других стихов, главу 3, стих 47: «но за ним придёт другой, — откуда, не скажу, — который найдёт ко всему этому Ключ. (…)Им будет его ребёнок, как ни странно». Джонс на самом деле открыл Кабалистический ключ к Книге Закона и слово AL, чье число 31, который он обсуждал в блестящем отрывке из дневника, называемом «Liber XXXI».

Кроули почувствовал, что Брат Ахад был его магическим сыном, когда он выяснил, что 21 июня 1916 года Джонс принял клятву Бездны и притязал переродиться в Третий Орден А.А. как Магистр Храма. Заявление Джонса пришлось на то время, когда Кроули был сильно обеспокоен поиском магического преемника. Девятью месяцами ранее он выполнил магическую операцию для зачатия ребенка, которого он понимал как физического ребенка. Но заявление Джонса о магическом рождении превосходно вписалось в мировоззрение Кроули.

Кроули также выяснил, что образованность Джонса была основана на методе тренировок, которому он учил человечество посредством А:.А:. Джонс был также глубоко увлечен О.Т.О., став Великим Мастером Северной Америки, несколькими годами спустя после основания первой Североамериканской группы О.Т.О.

В 1918 году Кроули написал «Книгу Алеф». Хотя он все еще был убежден в том, что Джонс — его магический сын, глава 166 книги показывает очевидность страхов Кроули за него даже в эти ранние дни. Вскоре, после того, как Джонс доставил манускрипт «Liber XXXI» Кроули в 1919 году, он начал выражать все возрастающие симптомы душевной неустойчивости и мегаломании. Он и Кроули стали постепенно отдаляться. В «Q.B.L., Египетском Возрождении» и «Анатомии Тела Бога», опубликованных между 1922 и 1925 годами, Джонс перевернул пути Древа Жизни вверх тормашками, в согласии с новыми откровениями, которые он испытал. В 1928 г. Джонс путешествовал в Англию, где присоединился к Римской Католической Церкви. В конце концов в 1936 г. он был исключен Кроули из О.Т.О. В 1948 году, вскоре после смерти Кроули, Ахад заявил, что эпоха Рыб, которую он назвал Ма-Ион, вытеснила Эон Гора спустя всего лишь 44 года после его начала.

Вдобавок к своим книгам по Каббале книгам, Ахад написал несколько небольших монографий на различные темы и изящную коллекцию поэзии, «XXXI Гимн Звездной Богине». Что бы ни привело его к психическому кризису, который окончательно уничтожил его, то, что он открыл ключ к «Книге Закона», никогда не оспаривалось. И никто не может сомневаться в искренности и силе его попыток выполнить Великую Работу, особенно после прочтения его записей в «Мастере Храма».

 

Краткая автобиография
Я родился в 1948 году и впервые столкнулся с учениями Алистера Кроули в колледже ближе к концу 1967 года. Я начал в то время вести редкие заметки по своему каббалистическому обучению, но это была неопытная попытка, без систематичности. Мой журнал начался в самом начале 1970 года, когда я прочел несколько книг Кроули и стал практиковать некоторые упражнения, которые он описывал. С тех пор мои записи организованны, и насчитывают более 20 томов. Есть некоторая степень «периодичности» в моих дневниках, некоторые фразы записаны момент в момент, в других есть недельные перерывы и некоторые даже месяцами. Однако правда то, что практика продолжалась непрерывно. Я могу сказать определенно, что чем больше я писал в свой Дневник, тем лучше я понимал период исследования. Я также могу сказать, что чем более активен я был духовно, тем более мой дневник это отражает.

 

Для чего дневник?
Первый вопрос, который должен быть задан перед началом ведения Дневника, несомненно, «Зачем вести Магический дневник?»

Научное Просвещение

Для начала, что такое «Метод — Наука, Цель — Религия»? Научная система мистического образования должна включать записанные, размеренные, повторяемые циклы действий, которые ведут к объединению с Высшим Сознанием.

Мари д‘Эсте Стуржес, чей девиз был Сестра Virakam (Я Создаю, или Я Представляю), была соавтором «Book IV» и редактором «Равноденствия» I, №№ 7-10 после ухода Фуллера. Описывая «Джон Св. Джон» в «Храме Царя Соломона», она сообщала:

”Явной целью этого Уединения было выяснить наверняка, может ли он, используя простые открытые методы, доступные нормальному человеку, определенно достичь Самадхи за приемлемое время. Другими словами, могут ли методы сами по себе быть значимы. … Он был совершенно удовлетворен действенностью методов, чтобы установить курс, для которого он до сих пор не нашел оправданий – взяв на себя титаническую задачу — публикации всех этих методов на основе чистого скептицизма”. (Храм Царя Соломона, №.9, с. 10)

Эта «титаническая задача» началась с публикации «Равноденствия» и продолжалась буквально до конца жизни Кроули.

Дневник – основной инструмент, посредством которого отдельный маг может хранить записи своих личных ощущений, главного субъекта, Великой Работы.

”В больнице обычно хранится для каждого пациента карта, по которой можно, в случае необходимости, наблюдаться конкретное улучшение. Посредством нее врач может ежедневно определять, прогрессирует или идет на убыль болезнь, с которой он борется.
Таким образом, если он плохой медик, он будет лечить пациента, ни разу не взглянув на детали, кажущиеся неважными, которые могут помочь ему в выполнении дела, а именно, в восстановлении и оздоровлении пациента.
Система таблиц протоколов подходит не только к случаю болезни и недомоганий, но и к любой из ветвей здоровой жизни, под именем «бизнес», лучший бизнесмен тот, кто обращает свое занятие в жизни из «беспорядка» в «науку».
На Западе религия сама никогда не выходила из хаоса; пусть и поздно, но час настал; без страха или трепета появляются адепты, делающие для Веры то, что Коперник, Кеплер, Ньютон делали для той области, которая в народе называется «Наука»
 (Храм Царя Соломона, №. I, стр. 146-147).

Эффект, которого достигает адепт, ведя записи, — замена мистицизма прочной научной основой. В «Исповедях» Кроули обсуждает «руки Бога», устанавливающие правила его жизни тщательно запланированным способом, в частности, относительно «Книги Закона». Он был вдохновлен примером «божественного вмешательства», случившегося в 1919 году. В дневнике он описывает это следующим образом:

”Но что никто до меня не совершал, так это доказывал существование сверхчеловеческого разума, и мой Магический Дневник делает это. Я ошибался в толковании, конечно, но невозможно сомневаться, что есть кто-то там, кто-то, способный комбинировать события, как Наполеон формирует свои планы кампании, и владеющий неимоверно обширной силой («Исповедь», с. 601).

Работа образования начинается с индивидуума. Это, по природе своей, угроза силам в социуме, таким, как религия и политика, что сжимаются от боязни индивидуального и кричат во имя толпы. «Вселенная магии в разуме человеческом. Поэтому мы намерены прилежно расследовать и обозначить эти неисхоженные области разума» («Джон Св. Джон», стр.4 & 5).

Специфическая природа данных, используемых в научном процессе Великой Работы, и необходимость в тщательных лабораторных записях при ее выполнении хорошо показана в этой цитате из «Храма Царя Соломона»:

На самом деле, мысль о том, что 6 мая 1901 года, в 32-минутной медитации он допустил только десять нарушений, в то время как во время медитации такой же продолжительности, 13 июля 1903 года количество нарушений было в три раза больше, должна была его обескуражить. Но, как и большая часть статистики, такое сравнение обманчиво: у новичка, почти без исключений, так неповоротлива его воля, что замечает довольно быстро большие ошибки, но позволяет мелким вырываться из области внимания, как мелкая рыбешка, которая легко проплывет через сеть рыбака. Позже, даже если и в 12-ти медитациях, количество ошибок может быть идентичным, однако класс ошибок гораздо более, чем их число, может сказать медитирующему точнее, чем что-либо, прогрессирует он, или деградирует (Храм Царя Соломона, №4, с. 184).

В обсуждении своих опытов с магическими методами О.Т.О., позднее известных как «Парижские Работы», Кроули снова призывает к научному аспекту Записей.

Мне, однако, как ученику природы, один важный результат этой работы был доказательством эффективности используемого магического метода. С того времени я сделал его своим основным обучением, вел детальные записи исследований и начал открывать рациональное объяснение деятельности и условия успеха (Исповеди, с. 723).

Следующие цитаты из различных инструкций в «Магии в теории и на практике», показывают, что Кроули настаивал на ведении учениками активного Магического Дневника.

Единственный способ проверки ясновидения — это тщательная запись каждого проведенного эксперимента. (MTП, с. 145).

…например, воззвать к Меркурию, а затем внимательно исследовать записи последовавших видений, выясняя, насколько увиденные вами символы соответствуют традиционной символике Меркурия (MTП, с. 147).

Такая проверка духов — наиболее важная ветвь всего Магического древа. Без нее вы заблудитесь в джунглях иллюзий [выделение жирным шрифтом в оригинале] (MTП, с. 147).

Вне зависимости от регулярных тестов – сделанных вовремя – честности любого духа, Маг должен делать аккуратные записи каждого видения, не минуя ни одной детали, он должен затем убедиться, что она согласуется в каждом нюансе с соответствиями в Книге 777 и Liber D. (MTП, c. 254, Приложение 3, Заметки об Астральном Плане).

(В секции V восхождения на планы, после того, как видение закончилось, и возвращение в тело было надлежащим образом осуществлено через знак Молчания, Кроули учит): «… Затем позвольте ему «очнуться» четким актом воли, и рассудительно и аккуратно записать свои переживания» (MTП, с. 388, Liber O vel Manus et Sagittae).

(В секции VI инструкции, он пишет): «по пришествии в себя, позвольте ему сделать трезво и аккуратно запись обо всем что произошло, да, запись обо всем, что произошло»(MTП, с. 389, Liber O vel Manus et Sagittae).

3. Пусть он изучит следующие утверждения и приготовит аккуратную запись исследований. а. Конкретные действия побуждают течение дыхания через правую ноздрю (пингала) и, напротив, течение дыхания через Пингалу вызывает конкретные действия (MTП, с. 405, Liber RU vel Spiritus).

Твоя рука, таким образом, служит Тебе и для предупреждения, и для записи. Ты должен записывать свой ежедневный прогресс в этих практиках, пока твое искусство не станет безупречно и неусыпно в любое время (MTП, с. 428, Liber III vel Jugorum).

В «Book IV», обсуждая работу Ревнителя, он снова ставит поясняет использования дневника.

Он может выбрать любые практики, которые предпочитает, но в любом случае должен вести точные записи, так чтобы он мог открыть отношение причины и следствия в своей работе (Book IV, 46).

В главе Book IV, посвященной Жезлу, Кроули обсуждает его природу, необходимость тренировок, магическую волю и делает важное заявление о Магической Записи.

”Магическая Воля по своей сути двойственна, для нее предполагается начало и конец, изъявлять волю быть вещью, значит признать, что Ты не являешься этой вещью.
Отсюда желать что угодно, кроме высочайшей цели – значит, уходить все дальше от нее – любая воля кроме той, чтобы сдаться Возлюбленному – Черная магия – хотя эта капитуляция такое простое действие, что для нашего сложного разума это наиболее тяжелая задача, и отсюда необходимость тренировок.
Как же тогда тренируется воля? Все эти желания, причуды, капризы, склонности, тенденции, аппетиты должны быть определены, исследованы, осуждены по критерию, помогут ли они или повредят главной цели, и обращаться с ними следует согласно этому суждению.
Бдительность и смелость очевидно необходимы …. (так же, как) отрицание тех вещей, которые мешают. Это не суицид — убить микроб малярии в чьей-то крови.
Сейчас существуют огромные сложности, которые нужно преодолеть в тренировках разума. Возможно, самая большая – невнимательность, которая, наверное, худшая форма того, что буддисты называют неведением. Персонам, чья память действительно бедна, можно применять специальные практики для тренировки памяти. В любом случае Магические Записи, назначаемые для Ревнителей А:.А:., полезны и необходимы 
[курсив добавлен] (Book IV, с. 69).

Снова используя лабораторную модель, Кроули уточняет технику дневника, разработанную для совершенствования объективных сил наблюдения ученика.

Только в абсолютном спокойствии лаборатории, где наблюдатель совершенно независим от случайных событий, единственно заинтересован обратить внимание на то, что происходит, изменив и взвесив их неэмоциональными инструментами, можно даже начинать надеяться на правдивую запись событий.
Позволим же Ученику практическое наблюдение вещей, которые обычно могут быть причиной эмоций, и позволим ему, аккуратно описав то, что он видел, проверить это при помощи человека, уже более знакомого с тем, что происходит
 (Book IV, p.95).

Духовная честность

Что касается духовной честности, Магический Дневник незаменим. Эта тема ещё будет подниматься в этом эссе, но вот пара интересных примеров из «Джона Св. Джона». Дневник может реально помочь человеку достаточно честному, чтобы записать свои мысли и чувства и достаточно смелому, чтобы рассмотреть их в свете более позднего опыта, когда первоначальные мысли могут оказаться неверными.

В этом великая польза такой записи; позже можно будет увидеть, есть ли хоть след поэтического или иного влияния.
… итак, даже в религии, когда мы имеем дело с нашей душой, мы стремимся соврать
 (Дж. Св. Дж, стр 75)
Ключ идеально подходит к двери; но тот, кто пьян от плохого вина Чувств и Мыслей – им не попадает. (Дж. Св. Дж, стр 105)

Обсуждая Магическую Память в Магии в теории и практике, Кроули даёт хорошие доказательства полезности аккуратного ведения магического дневника:

Великим препятствием служит явление, называемое Фрейдовой забывчивостью; то есть, хотя неприятные события могут запоминаться довольно хорошо мозговыми механизмами, нам не удается их вспомнить, так как они болезненны. (МТП, стр 51)

Состояния Разума в Магии

Главной причиной необходимости ведения магического дневника проистекает из природы состояний разума, с которыми человек работает на магическом пути. Названия, данные обществом столь многим состояниям ума просто не существуют в магии. Здесь есть только тонкое царство, теневая область между объективным рациональным сознанием и миром бессознательных снов, источник архетипической креативности. Это состояние изначально не соответствует научному. Поэтому оно требует концентрации, чтобы «вернуть» и сделать доступной сознательному анализу информацию. Эта тонкая природа добавляет значимости совету Кроули записывать опыт в режиме «реального времени». Это Ахад из «Мастера Храма».

Мне действительно придётся читать мой дневник, если я пожелаю знать всю цепочку подробностей прямо сейчас. (МТП, стр 154)
Мне всё сложнее и сложнее вспоминать детали практик на следующий день (МТП, стр 160)

В «Исповедях» Кроули упоминает опасности тех состояний сознания, которые не проверены рациональным умом.

”Не единожды и не дважды я оказывался в моей истории в явном сомнении, которое, верьте мне, достойно половины вероучений, произошло то или иное событие во сне или наяву. Можно подумать, что мои отчёты о различных магических практиках подозрительны. Но, зная себя говорю, что мне реально было трудно удалить источник ошибки(«Исповеди», стр 353).

Обратите внимание на ту неопределенность, отраженную в Книге 4, с которой описывается состояние медитации. Поскольку природа феномена настолько не поддается описанию стандартными клише, что доказательства становятся вещью наивысшей необходимости.

Следует помнить, что нет данных, чтобы определить длительность Дхьяны. Можно лишь сказать, что раз она точно происходила между такими-то и такими-то часами, она должна была длиться меньше этого промежутка времени. Таким образом мы видим, из записей Брата П., что Дхьяна может происходить точно в течение меньше чем часа и пяти минут.

В одной своей краткой записи 1923 года, Кроули кратко излагает основные причины, по которым он настаивает на практике ведения дневника:

4 Июня, 19:15. Вдруг у меня появились серьезные сомнения касательно того, должен ли я продолжать понимать себя как я это делаю вот уже в течение часа, но у меня есть однозначная уверенность в том, что я преуспел в объяснении себя в параграфах выше. Это состояние сознания должно быть особо интересным, ибо оно очень мне знакомо. На самом деле это принятый мною метод попыток записи того, что я называю озаренными мыслями в момент мышления: я весьма уверен в том, что их значение в большей части ускользнёт от меня по возвращении в нормальное состояние сознания. Также я убеждён, что запись поможет мне вспоминать испытанное и учиться таким образом; также, что это позволить сформулировать первую детскую попытку словами, что должно, в конце концов, позволить высоким мыслителям общаться друг с другом. (Дневник 1923, стр 47)

Разъяснение Записей

Ахад указывает на ещё одну великолепную причину ведения дневника, когда упоминает записи с разъяснениями мыслей. «… Я ввожу её чтобы сделать разъяснить идею», IMT, стр 148. Где в нашем западном обществе (не в «психотерапии», конечно) нам предлагают столь же внимательно относиться к нашему разуму, сколь дети в школе относятся к контрольным, ищущие работу относятся к изменениям в резюме, или домохозяйки к спискам продуктов?

В Равноденствии I, №3, в Храме Царя Соломона представлен материал «Золотой Зари». Из документа, где обсуждается Дивинация ясно, что «Золотая Заря» также признаёт ценность записи для улучшения организации мыслей.

K. Аккуратно определите суть вопроса: изложи ясно в письме то, что уже известно, что кажется или предполагается и что требуется узнать. И проверь в начале суждения то, что уже известно.

Учитель и Ученик

Особая область отношений между учителем и учеником является важнейшим компонентом Научного Просвещения. В некоторых системах развития ученика поощряют к столь строгому следованию общей партийной линии, что индивидуальное мышление невозможно. Даны указания касательно всех областей поведения: что есть, что одевать, что читать и как заниматься сексом. Другая сторона метафизического мира наполнена людьми, которые настолько изолированы от критического контакта со своими собратьями, что становятся способны на самое бесстыдно разочарованное мышление. Сколь часто вы встречали реинкарнации Алистера Кроули?

Кроули нашёл золотую середину в этом лабиринте, заставив ищущего находиться связи с духовным учителем. Кем-либо, кто лишь немного дальше его в опыте, но способном дать относительно объективную точку зрения. Ментор просматривает дневники ученика через некоторое время и даёт свои комментарии. В «Мастере Храма» показан великолепный пример этого процесса.

В романе «Дневник Наркомана» Кроули даёт ряд весьма практических советов по ведению Магического Дневника. Дневник выполняет важнейшую роль в излечение двух наркоманов, попадающих под просвещенное руководство Посвященного Мастера, Царя Лестригонов. Ближе к концу книги, описывающей успешное излечение, мы встречаем последний ключ, данный Царём Лестригонов, после прочтения дневника Сэра Питера, который, конечно, Сэр Питер пожелал сохранить. Разговор ведет Питера к решающему моменту раскрытия своей Истинной Воли и последующему овладению своей зависимостью. Поэтому мы приводим его целиком.

”Однако спустя два вечера, Царь Лестригонов на закате пришел выкурить со мной трубку на террасе. Он держал в руке записки о Рае, написанные мной. Сестра Афина напечатала их.
— Мой дорогой, — начал он, — чего я не понимаю, так это того, почему вы должны быть так слепы в отношении самого себя. Значение всего этого вполне очевидно. Я боюсь, что вы до сих пор не уловили смысла изречения «Твори, что ты желаешь». Неужели вы не заметили, как применение Закона помогало вам до сих пор?
— Ну, разумеется, — сказал я, — совершенно ясно, что я не явился на эту планету, чтобы довести себя до могилы еще до того, как мои силы получили бы возможность окончательно созреть. Я полагал, что необходимо воздерживаться от героина с целью предоставить себе благоприятную возможность совершить что-то. Но я выжат, как лимон. Жизнь становится все более скучной с каждым днем, и единственный путь к бегству прегражден огненными мечами.
— Точно, — отозвался он. — Вы обнаружили только чего вы не желаете; вам все еще надо найти то, чего вы желаете. Но в вашем тексте содержится целый ряд ключей к разгадке. Я заметил, что по словам вашего командира эскадрильи, который не стал бы командиром, если бы не понимал других мужчин, вы не выдающийся пилот! Как так получилось, что вы стали летать?
Этот простой вопрос вызвал у меня довольно странную реакцию. В нем не содержалось повода для сильного раздражения и, тем не менее, я разозлился.
Бэзил заметил это, сложил свои руки вместе и начал весело насвистывать «Типперери». Смысл его вопроса был очевидным. Он пустил стрелу наудачу, куда придется; и она пронзила Царя Израиля между пластинами его доспехов. Он проворно встал со стула, и ушел, махнув мне на прощание рукой.
 («Дневник Наркомана»)

Дневник Наркомана – художественное описание Алистером Кроули его реальных методов обучения. Вот ряд комментариев, воспроизведенных из «Исповедей» о дневниках трёх разных учеников Чефалу.

[Нинетт Шамвей] Я настаивал, конечно, на записи ею своего опыта в Магическом Дневнике и, к моему удивлению, при чтении первой часть я обнаружил непревзойдённый шедевр. («Исповеди», стр 858)

[С.Ф. Расселл] У меня есть копия его Магических Записей о его Уединении. Это был непоследовательный комок неистового бреда. («Исповеди», стр. 837).

[Франк Беннетт] Дух Господа снизошёл на него и открыл его глаза на ряд видений, более экзальтированных и ярких и сокровенных нежели е, что ему встречались ранее. Он старался записать их тогда, когда они происходили. … Каково же было моё изумление, когда я обнаружил в его стиле оригинальность и мощь высшего класса. («Исповеди», стр. 876)

В Магическом Дневнике Зверя 666 мы видим весьма удивительную реакцию со стороны Кроули на дневник Нинетт Шамвэй. Я не представляю себе что она написала там, однако была отправлена прочь два дня спустя. (Пожалуйста, однако, не уничтожайте Ваши дневники из-за следующего далее абзаца – но он обязательно должен быть включен, во имя Науки!)

3 Ноября. Прочёл Дневник г-жи Н.Ф. Шамвей. Я напуган до глубины души. Я никогда не думал что такое возможно. Я физически болен – это величайший шок в моей жизни. И эта грязь в моем собственном кругу! Она отравила мою работу; она убила моих сыновей. Действительно кажется, что магический круг является в некоем роде выгодным. (666, стр. 289)

Кроули перешёл к «прямым магическим действиям» против неё и включил в свой дневник эту «копию Изгнания»

5 Ноября. Делай, что изволишь, таков весь Закон. Инициация очищается. Выделилась вонь и зараза. В твоем случае двое были убиты сразу, а остальные заболели. Есть признаки того, что процесс может привести к очищению и обезопасить обстановку весьма в скором времени. Но мы не можем рисковать далее. Если ненависть доселе существует, лучше вернуть её туда, откуда она пришла. Продолжай аккуратное ведение дневника. Живи в Чефалу одна; отправляйся в эту больницу один; за день то того, как ты выйдешь отправь мне дневник и я перемотрю положение дел. Надеюсь, что язвы излечатся.
Не отвечай на это письмо. Просто делай так, как я говорю. Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей. 666
 (666, стр 290)

Для начала

Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Также и дневник начинается с приобретения подходящей тетради. Я предпочитаю те, что можно купить в художественных или канцелярских магазинах, 5,5 на 8,5 или 6 на 9 дюймов в твердой обложке, страниц 200 или что-нибудь в этом роде. Лично мне не нравятся те, которые размечены на дни и даты, поскольку в некоторые дни я пишу мало или совсем ничего, а в другие «пишу трактат». Другим система дней и дат весьма нравится. Книжки в мягком переплете могут легко потерять внешний вид. Ваш дневник сопровождает вас в самолете и в кемпинге, а также, в принципе, везде, так что он должен быть весьма компактным и жестким. У меня также есть с собой маленькая карманная книжечка для использования в течение дня, для тех опытов, которые требуют непосредственной записи и дальнейшего перенесения в большую книгу. Если вы никогда не вели дневник, вы не представляете, насколько полезным порой это может быть. Не советую использовать компьютер как дневник вследствие ограниченной возможности перемещения, особенно вне дома, а также из-за изменения в технологиях, которые могут произойти в течение вашей жизни. Если вам необходима какая-либо базовая информация о структурировании практики записи в дневнике, порекомендую вам работу Дональда Майкла Крега «Магический дневник». Дон был любезен дать мне копию этой книги во время нашего обсуждения ее, и меня чрезвычайно впечатлили те мысли, которые пришли ему на ум. Например, изначально чистая книга содержит специальные места для фаз луны, астрологических знаков и т.п. С этого хорошо начинать. Еще один совет: много лет назад я поставил перед собой задачу вести ежедневные практики. Экспериментируя с различными записями, я пришел к табличному виду, оформленному для недельных периодов, вдобавок к обычному повествовательному формату. Преимущество таблиц в том, что они дают мне наглядную графическую информацию о моих удачах или провалах в самодисциплине. Для некоторых практик я просто оставлял место для галочек, для некоторых — место для комментария.

Начальные практики, которые требуют магического дневника, изложены в Liber E vel Exercitiorum Алистера Кроули. Как Кроули разъясняет в

Книге 4, метод достаточно прост:

«с целью проверить наш прогресс, ибо мы узнаем, что (как и в любых физиологических вопросах) медитация не может быть оценена чувствами, поэтому нам придется завести блокнот и карандаш, а также секундомер. Далее нам придется потрудиться сосчитать, сколько раз в течение первых 15 минут ум уходит от идеи, на которой он должен быть сконцентрирован». (Книга 4, стр.11).

«Пожалуйста, поймите, что выполняя эту практику, вы должны находиться в асане и держать рядом с собой записную книжку и карандаш и часы напротив… Предполагается, что ученик будет считать количество раз, когда его ум выходит из-под контроля; это он может делать на пальцах или на счетах. Если эти срывы, кажется, учащаются, вместо того, чтобы становиться более редкими, ученик не должен расстраиваться; отчасти причиной тому — возрастающая наблюдательность… Вскоре, однако, контроль начинает укрепляться быстрее наблюдательности. Когда это произойдет, улучшения станут очевидными из записей». (Книга 4, стр.29)

Также в «Дневнике наркомана» он снова объясняет в диалоге, что целью является аккуратная, научная, адекватная запись фактов.

«Лам: …вы, конечно же, ведете свой магический дневник. Лу: о да! — Я громко воскликнула, поскольку знала, насколько важным он считает ведение записи. Он иронично покачал головой. — О нет, мисс Беспредельная Лу! Явно не то, что я называю магическим дневником. Следовало бы вам стыдиться того, что вы не знаете часов, минут и секунд со времени последней дозы». (Дневник наркомана», стр.190)

В «Магии в теории и на практике» Кроули дает блестящую инструкцию, которая немного дополняет это вступление, и, фактически, всю книгу.

«Сразу после Разрешения [Духу] Уйти, и общего завершения работы, важно, чтобы Маг сел и сделал свою магическую запись. Как бы сильно он ни устал от церемонии, он обязан заставить себя делать это, до тех пор, пока это не войдет в привычку. Истинно, лучше провалить магическую церемонию, чем не совершить четкую запись ее. Не стоит сомневаться в важности этого замечания. Даже если вас поедает живьем Малках бе-Таршишим ве-Руахот ха-Щехалим, это не столь важно, поскольку ненадолго. Но запись ведения дела, напротив, важна. Никому нет дела, что Дункан был убит Макбетом. Это просто одно из многих схожих убийств. Но описание Шекспиром этого происшествия — уникальное сокровище человечества. И, независимо от вопроса значимости для других, запись имеет значение для самого мага. Дневник мага — его лучший вклад.

Глупо заниматься магией без метода, как если бы это было что-либо еще. Заниматься магией без ведения записей — словно попытка вести бизнес без бухгалтерии. Множество людей не совсем понимают природу Магии. Они предполагают, что это нечто смутное и нереальное, вместо того, чтобы думать что она, какова она есть, — прямое средство контакта с реальностью. Это те люди, кто мстит за себя словами, кто всегда использует длинные выражения без какого либо подтекста, кто окружает себя пышными титулами и декорациями, которые, однако, не значат ничего. Мы ничего не можем поделать с такими людьми. Но тем, кто ищет реальность, предложен Ключ Магии, и они, таким образом, предупреждены, что ключ к дому с сокровищем бесполезен без замка; и этот замок — магический дневник.

С одной точки зрения, магическое развитие, на самом деле, состоит в расшифровке собственных записей. По этой причине записи наиболее важны, исходя из сугубо магических соображений. Но вне этого, абсолютно ясно, что запись должна быть четкой, полной и лаконичной, потому что только по вашему дневнику учитель сможет судить, как лучше всего вам помочь. Вашему магическому учителю есть чем заняться, кроме как бегать вокруг вас все время, и наиболее важное из всех его занятий — долг ревизора. Итак, если вы приглашаете аудитора для исследования бизнеса, когда он просит у вас книги, а вы говорите, что не думали, что есть смысл трудиться их вести, вам не стоит удивляться, если он подумает, что вы осел.

Для МАСТЕРА ТЕРИОНА было совершенно невероятным, что люди, которые выказывают обычные чувства в другие моменты жизни, утраивают их полностью, принимаясь за Магию. Порой доходит до оправдания убеждений недоучек, что Магия, — в конце концов, довольное сумасшедшее занятие. Однако, никто из этих незрелых лунатиков не связан с А:.А:., поскольку необходимость тяжелой работы для сдачи экзаменов на начальных периодах, и хранение рациональных записей того, что они делают, отпугивает необразованных, ленивых и истеричных. Есть несколько вариантов магического и мистического дневника, которые можно найти в разных номерах «Равноденствия», и у ученика не будет сложностей в приобретении необходимого навыка, если он будет прилежен в практике». (МТП, с. 140-142)

Советы по содержанию

Несомненно, начинающий обескуражен бесконечным числом вопросов: Что стоит писать в дневник? Нужно ли добавлять ощущения? Как насчет… и, потом, как насчет…?

На самом деле, это довольно просто. Я думаю, все, что вы находите интересным и уместным вашему пониманию себя и Великой Работы, полезно в дневнике. Структуры может не быть или она может быть свободной, как вам угодно, лишь бы вы это делали. Два примера дневников, представленные в этой коллекции, дадут вам некое направление.

Что сложно, так это приобретение привычки. Если вы совершили это — если вы превзошли лень и безмолвие, чувство бесполезности и тщетности, уязвимости и стыда — если вы можете овладеть усердием для практик, вы можете быть точно уверены, что знаете, что важно для записывания. Также, обратите внимание на указания в Liber E в Приложении.

Читая «Магический дневник Зверя 666» мы осознаем, что Кроули, ведущий дневник, разговаривает сам с собой о практике. Метод, который он описывает тут, достаточно свободен.

«25 мая. И так я закончил довольно толстую рукописную книгу за 34 дня». (666, с. 132)

«25 мая. (Отступление: Я пожалел о форме этого Дневника, но довольно верно, что эти размышления должны отличаться от записи покупки пары носков!)» (666, с. 133)

«31 мая. Семнадцать страниц бреда об этом вопросе…» (666, с. 140)

«18 июня. Я виню себя в том, что не вел свой Дневник должным образом. Должна быть заметна связь между моим здоровьем, моими мирскими занятиями и атмосферой моих мыслей. Ибо даже Абсолютное Эго мгновенно создает связь между состоянием иллюзии «правды», или чего-то гармоничного, для всех настроений, идентичных Ему, отчаяние — наполняет время настолько же, насколько и радость.

Я начал новую рукописную книгу. Мой Магический Дневник был очень объемен в эти последние недели, и я, кажется, обнаружил, что это исключительно форма выражения моего посвящения. Я не пишу частых эссе по конкретным вопросам, и не записываю планируемые действия в виде инструкций. Это, видимо, нормально для моего возбужденного и возвышенного состояния, неистовому Движению соответствовать моему анализу всех символов». (666, с. 175)

В «Джон Св. Джон» он размышляет о дневнике так:

«(Заметка, добавленная во время завтрака. Настаиваю на том, чтобы ученики записывали весь свой день, игры так же, как и работу. «Таким образом, они будут пристыжены, и не будут болтать о монстрах») («Джон Св. Джон», с. 13)

И, по мере того продолжения дневниковой практики, вы, возможно, осознаете этот образ мышления.

«Это правда, кстати. Я опасался — и опасаюсь — заглядывать в Дневник как в Книгу, то есть, разделяя вещи по их литературному эффекту, и занижая важность прочих, которые описываются менее ясно. Но ответ на это, друг Сатана!, в том, что Закон Искусства — Правда, и Закон Магии — Правда; моя правдивая запись приводит к хорошей книге, и моя хорошая книга приведет к хорошей записи («Джон Св. Джон», с. 89)

К слову о секретности

История о Первой Поправке

У меня был случайный опыт с магическим дневником, которым, я думаю, важно поделиться с магическим сообществом. В середине 1970-х годов я был связан с Марcело Мотта, представителем бразильского А:.А:., который опубликовал свою первую американскую книгу в издательстве Вейзера (Weiser), где я работал. У нас возник конфликт, описание которого содержится в Эквиноксе III, 10. Несколько лет спустя, в 1982 году, Мотта предъявил Вейзеру иск о соблюдении авторских прав Кроули. Я предложил Вейзеру помощь, потому что, по моему мнению, Мотта сошел с ума, и мог в будущем угрожать любому, кто решился бы публиковать Кроули.

Поскольку у нас были отношения «ученик-учитель», Мотта знал, что я веду Магический Дневник, и потребовал принести его на судебное разбирательство!

Я был, мягко говоря, встревожен, но сказал адвокату Вейзера, что я совершенно не намерен передавать дневник, поскольку он был, по моему мнению, защищен Первой Поправкой, как часть моей религиозной практики. Он обсудил мое возражение с судьей и адвокатом Мотта, затем вернулся с предложением компромисса. Поскольку я пытался помочь Вейзеру выиграть дело, он попросил меня не продвигать возражение дальше. Адвокат Мотта и судья согласились, что он как представитель судебной власти и мой союзник, может прочитать дневник для суда, чтобы определить, были ли основания для конспирации или другого поведения, которое параноидально настроенный мистер Мотта определенно нашел бы в моем дневнике.

Исключительно чтобы помочь в этом деле, я не настаивал на Первой Поправке далее. Результирующий эффект того, что я затронул ее, однако, был таков, что я имел возможность сидеть с адвокатом, когда он читал дневник, контролируя, не делаются ли копии, и, таким образом, контролируя, чтобы моя тайна все же не столь вопиюще нарушалась, что могло бы произойти в ином случае. Я рассказал эту историю потому, что, хотя я не адвокат, я верю, что Магический Дневник все еще охраняется Конституцией США (несмотря на хорошо продуманные попытки тех, кто считает возможным разрушать личностную свободу во имя «бога социума»).

Шифрованные записи и тайна

Как много раз я слышал, как кто-то говорит, что не может вести Магический Дневник из-за того, что их [выберите нужное] (а) любовник (б) жена (в) муж (г) сосед по комнате (д) прочие — могут найти и прочитать его! Рискну показаться педантичным, но телемит, который живет с кем-то, кто не уважает его или ее личную тайну, должен переехать в другое место. Это предполагает оба варианта. Попытка нарушить магическую тайну другого человека является подлостью.

Кроме того, существует возможность шифрованного письма. Каббала полна ловких маленьких соответствий, которые могут позволить довольно легко «скрыть от профана» многие вещи. А от меньше-чем-профана можно уберечься подходящими, более персонализированными кодами секретности.

С другой стороны, есть несколько примеров в моем дневнике, зашифрованных мной, которые стали совершенно непонятными мне самому. Забавно то, что я точно могу вспомнить свои мысли, когда я делал эти шифрованные записи, месяцы, годы или десятилетия назад, о том, что какое бы скрытое и окольное не было сообщение, я никогда не забуду ключ. Поди теперь вспомни, что это был за ключ!

Кроули делает заметку по поводу шифрованного письма в «Исповедях», относительно злосчастной экспедиции Чого Ри «Предвидя проблемы, я вел часть моего дневника в магических шифрах» (Исповеди, с. 279)

К слову о дисциплине

Дисциплина — это основной вопрос практик ведения Дневника, особенно, вначале. Немного спустя, это становится довольно привычным, особенно, поскольку вы получите опыт НЕ ведения ваших опытов, чего часто достаточно, чтобы осознать ошибку. Ничто не поощряет успех так, как провал. Это случилось с Ахадом в «Мастере Храма», и Кроули ругает его в сноске.

Комментируя только что прочтенный документ А:.А:., Ахад говорит:

«Это служит подтверждением того, что я на верном пути. Но я, несомненно, должен был описать эти медитации более полно в свое время» [АК делает сноску на это и комментирует] «Посмотрите, как малейшая слабость в ведении дневника мстит за себя» (Мастер Храма, с. 150)

В «Исповедях» Кроули описывает сложность записей экспериментов в крайне поэтичной манере. Он совершает Магическое Уединение на острове Эзоп. Экстаз (часть его инициации Мага) был так силен, что он выразил его в своем дневнике следующими словами.

«Я ощущаю, что скорее способен передать лишь некий намек на колоссальный характер этого откровения, если я просто процитирую рассеянные ошеломляющие слова, в которых я описал это тогда. Как вы увидите, я не смею записывать, что было на самом деле, но я помню сейчас, как мне пришлось пробудить глубоко засевшую за годы привычку набраться смелости и тащить себя к своему дневнику. Я чувствовал себя, как солдат, смертельно раненный, пишущий собственной кровью ужасающе гибельную информацию, на поиски которой он потратил свою жизнь». [курсив добавлен] (Исповеди, с. 839)

Отношение к Дневнику как к «Другому»

Ведение записей добавляет чувство понимания и реальности магическим задачам. Акт записи — определяющий и созидательный акт, который в дальнейшем оказывает поддержку магическому «я».

Осознание важности и расширение магической работы с ведением Дневника (как я ранее упоминал о себе) не остается без упоминания у Кроули. В «Исповедях» он отмечает свою потерю духовного энтузиазма как следствие игнорирования дневника.

«Состояние моей души ясно выражено моими результатами… Я более не стремился стать спасителем человечества. Я сомневаюсь, был ли я способен связать любое значение с любым из таких слов. После возвращения из Эдинбурга, я, кажется, даже не вел дневник, и я не помню ничего из того, что делал» (Исповеди, с 362)

«Любовь моей жены делала меня богатейшим человеком на земле и раскрывала мою человеческую душу во всей ее полноте. Как иссякла моя поэзия, так и моя Магия и мои медитации. Я не вел дневник» (Исповеди, с. 371)

Более того, Запись начинает предполагать образ «другого», проекцию Супер Эго или идею Великого Делания. Он функционирует как зримый барометр магического состояния, персонификация важности и посвящения, что вы вносите в Великую Работу. Попеременно развивается привязанность, болезнь, предчувствие, тоска и т.д., как будто Запись начинает жить своей жизнью, что фактически и происходит.

Следующий отрывок из «Мастера Храма» служит прекрасным образцом того, что я описываю.

«Я не сделал ни одной записи в этом дневнике за всю неделю. Кажется, я теряю контроль, и мой дневник, лежа нетронутым в ящике стола, становится противным другом. Он волнует меня, когда я его не открываю. Сегодня ночью я должен написать запись. Я ДОЛЖЕН». (Мастер Храма, с 149)

Конечно, как символ преданности Великой Работе, дневник может легко стать и символом, и объектом бунта. В «Дневниках наркомана» Кроули блестяще иллюстрирует стадию отвращения: к практике, Учителю, и духовной жизни, в целом. Заметьте, однако ж, стойкое подводное течение Воли, когда Лу каким-то образом настаивает на продолжении работы над ненавистными ей наставническими указаниями, даже, несмотря на свое решение совершить самоубийство.

«Для начала, больше никаких дневников — почему это я должна обнажать себя ради Царя Лестригонов? «Каждый след его шагов вымазан кровью», — как сказала однажды Гретель. Да, в неком инфернальном смысле ему удалось сделать меня одной из его жертв. «Что же, ладно, ты получишь достаточно слов в магическом дневнике, чтобы дать тебе знать, что я вырвалась из твоих клещей; я буду заносить в него только те вещи, которые будут говорить тебе, как я тебя ненавижу, как я сумела тебя перехитрить — и ты прочтешь их только тогда, когда моя Мертвая Душа получит Мертвое Тело себе подстать»». (Дневник наркомана, с 210)

Страстность отношения Лу явно была не чужда Кроули в реальной жизни. В его бунте во время получения «Книги Закона» и нехватке записей в этот период был бесконечный источник разочарования и стыда для себя самого. Он даже утверждает, что осознанно осквернял свой дневник перед работой в Каире. Это источник разочарования в попытке собрать все нити, которые, в конечном счете, повлияли на самый важный опыт в его жизни. Тут две записи того периода. Первая из «Храма Царя Соломона» («Эквинокс» 1,7), вторая из его«Исповедей».

«Fra. P. никогда не делал полного описания этого периода. Кажется, он колебался между абсолютным скептицизмом в плохом смысле, неприязнью к откровению, с одной стороны, и настоящим энтузиазмом, с другой. И первое из этих настроений заставило его делать все, чтобы испортить эффект последнего. Отсюда «шоры» и глупые бессмысленные анаграммы, которые искажают дневник.

И, как если бы сами Боги пожелали ослепить Пилона, мы обнаруживаем что позднее, когда высокомерие P. разрушается, и он желает пойти путем историка, его память (одна из лучших в мире) оказывается крайне неспособной воспроизвести все в точности» (Храм Царя Соломона, «Эквинокс» №7, стр 364)

«С моей стороны не было стремления принять «божественное» вмешательство в мои дела. Напротив, от меня исходило жесточайшее сопротивление. Я даже зашел так далеко, что делал непонятные и лживые записи в дневнике, с намеренным стремлением запутать запись, и, возможно, даже заставить людей думать, что я ненадежен в том, что касается наиболее важных обстоятельств» (Исповеди, стр 386)

Сразу после Каирских Работ (название, под которым известно получение «Книги Закона»), он снова впал в духовное опустошение, и написал «Я совершенно забросил свой дневник» (Исповеди, с 403)

Около 15 лет спустя он переживет другую ошибку веры в Великую работу, и снова Магический Дневник станет символом и его бунта, и случайного возобновления битвы.

«Надежда умерла в моем сердце. Нигде не было даже проблеска света на горизонте. Мне казалось, что это непристойная насмешка — называться Магом. Я, должно быть, был подавлен «жаждой результата», по крайней мере, шло к тому, что я чувствовал, что не могу продолжать работу. Со всех сторон сморщенные ведьмы религии и морали визжали в праздновании своего мерзкого шабаша. Я ощущал, что я не только потерпел неудачу, но что было почти безумием представить, что я когда-либо мог произвести малейшее впечатление на чудовищную массу страдальцев, составлявших суть человечества. Моя вера покинула меня; я совершил жест отчаяния; я совершил духовное самоубийство, я закрыл свой Магический Дневник, и отказался писать. «Если Мастера хотят, чтобы я делал их Работу», сказал я, «пусть представятся и позовут меня».

Это действие единственное в моей жизни, которого я действительно стыжусь. Я не должен был сдаваться, пока есть дыхание в моем теле.

Ситуация ни коим образом не изменилась; когда я снова начал свой Магический дневник, я сделал это абсолютно без надежды какого-либо рода». (Исповеди 822-823)

Личные истории

Разочарования в Практике

В моей практике ведения дневников были только две прискорбных ситуации, ставшие бесконечными источниками переживаний.

Одна их них — факт неведЕния связных дневниковых записей в период с 1967 по 1969 гг., когда я, действительно, начал связывать себя с Духом, и получил несколько особо важных начальных переживаний Великой Работы. Иметь возможность изучить те записи сейчас, записанные с точки зрения 19- летнего искателя, было бы бесценно.

Другая чудовищная история произошла во время переезда в 1974 году — я потерял том Дневника, в котором работал. Он содержал один из наиболее философски важных периодов моей жизни. Я потерял его, потому что упаковал вместе с некоторыми книгами в негерметизированный картон, и беззаботно оставил коробку без присмотра на какое-то время на нью-йорской улице. Кто-то просто проходил мимо и унес период моей жизни в забвение. Невозможно восстановить прошлое с точки зрения настоящего, кто бы что ни говорил.

Чтение Записей Периода Рождения Сатре

А наиболее нежное происшествие, связанное с практикой Магического дневника случилось со мной буквально в прошлом году. Мы болтали с сыном, которому тогда было 11 с половиной лет. И во время этого разговора, я прочел ему вслух дневниковые записи, описывающие его рождение и первые месяцы жизни…

Обнаружение заметок, сохраненных в Дневниках

На практическом уровне, дневник может быть великолепным местом, чтобы сохранять определенные материалы. Я разработал лекцию о Кабалистическом анализе некоторых стихов из«Книги Закона». Спустя какое-то время я потерял заметки. Как же восхищен я был, когда осознал, что они взяты из первоначальной работы, которую я проделал в своем дневнике, и могут быть легко восстановлены из той, более постоянной записи.

Аналогично, в дневнике Кроули за 1923 г. (страница 136), 30 августа, он добавляет комментарий по поводу «Книги Закона», Часть 1, стихи 1-20, который, насколько я знаю, более нигде не публикован, и довольно интересен.

Итак, Дневник cпас мне Жизнь

Что ценно, я верю, что однажды мои Магические Записи помогли предотвратить потенциальное самоубийство. Во время глубокого психологического кризиса они обеспечили неопровержимые данные, отрицавшие глубину эмоционального дисбаланса, от которого я страдал. Хотя это может прозвучать несколько мелодраматично, но верно, и весьма важно рассказать об этом здесь как о личном опыте ведения Дневника.

Другие эффекты практики

Стимуляция Духовного Роста

За несколько месяцев до того, как меня попросили написать эту книгу, я пережил психологическую ситуацию, которая отразила необходимость немалых перемен, и лицом к лицу столкнулся с некоторыми базисными сторонами жизни, возможно, впервые. Вследствие предыдущей тренировки и привычки я описывал процесс детально и тщательно, по крайней мере, 5 месяцев, заполнив огромное количество страниц. Я, по сути, ощутил, что могу описать свой путь решения проблемы, и прорваться на другую сторону. Это можно было бы назвать библио-терапией. Получилось чрезвычайно хорошо.

Кроули также обсуждал этот аспект дневника, где практика записей помогает в выполнении Великой Работы. Например, в «Джон Св. Джон», описывая свои записи «неких банальных подробностей» своей диеты, он объясняет, что он сделал это по причинам, включая следующие:

«В соблюдении клятвы «Я буду толковать каждый феномен как особый договор Бога с моей душой» простые чувственные действия наиболее стойки. Невозможно увидеть природу феномена; он кажется столь неважным, что вы предрасположены презирать его. Отсюда я добавляю это в запись как коррективу». (Джон Св. Джон, с 79)

Таким образом, действие записи рассматривается как духовная тренировка с ее собственной психологической компонентой, в которой действие создает изменения.

В «Дневниках наркомана» начальный базис лечения от героиновой зависимости — в записи доз. На ранней стадии лечения, Жрица короля Лестригонов, Лала, помогает очень больной паре систематизировать их дела.

«Дети, я оставлю вас на часок, чтобы дать вам время расположиться, а потом нам можно будет съездить и позавтракать в деревне, как вы считаете? Вам, разумеется, постоянно будет нужен героин, но я вижу, что запас у вас есть, и немалый, так что беспокоиться не о чем. Вредит не употребление наркотика, а незнание того, что ты употребляешь. Поэтому я привезла вам пару таблиц, расчерченных по часам; и все, чего я от вас хочу, это получить обещание ставить крестик в нужном месте после каждого приема». (Дневник наркомана, с 264)

Когда приезжает Лестригон, и Питер чувствует, что ему нужна доза, Лестригон прерывает свой диалог.

«- Продолжайте, — вяло произнес я. — Я не хотел вас прерывать.
— Это ничего, — ответил Царь. — Я только подожду, пока вы это зарегистрируете.
Лала приколола мою таблицу на стенку. Я посмотрел на часы, подошел и нацарапал крестик в нужной клеточке.
Когда я сел на место, то отметил, что Царь наблюдает за мною с улыбкой человека, которому мой поступок доставил своеобразное удовольствие…. Мы с Лу пустились в разговоры, как только они ушли. Нам было уже лучше в этом отношении, раз уж в нас снова пробудился интерес к самим себе. … наше соперничество в деле ведения графиков сделалось чем-то вроде маленькой семейной шутки.
Мне стало ясно, что так позабавило Царя Лестригонов в первый раз. Я четко осознал признаки раздражения от необходимости подниматься и ставить крестик. Мне никогда не случалось нарушать данное мною слово. В наблюдении за графиком было нечто увлекательное».
 («Дневник наркомана», с 264-266)

Несмотря на то, что следующее утверждение было сделано в контексте лечения от героина, изложенная основа применима универсально.

«Любопытная вещь, что как только ты записал причину, ты уменьшаешь ее значение. Ты не можешь продолжать, используя ту же причину неопределенно долго». («Дневник наркомана», с. 337)

Прямой Доступ к Прошлому

Возможность прямого доступа к предыдущим периодам жизни — важное преимущество дневника в задаче самопознания. Я помню случай около двух лет назад, который был особенно важен в понимании как ограничений моей памяти, так и значимости дневника как способа коррекции. Я обсуждал вопрос с группой людей, которые были приглашены для анализа моего прошлого. Я решил, что произошла серия событий, и что моя реакция на них имела определенную природу. Достаточно уверенный в этом, я приготовил свою речь. Однако в качестве проверки я решил прочитать мои дневники за обсуждаемый период (два десятилетия назад). Каким сюрпризом было обнаружить, что целый разговор мог быть основан на само-мифологизации из-за плохой памяти. К тому же, реальность была не только точнее, но и куда интересней.

Обзор дневника может быть отличной вещью, не только для отдаленного прошлого, но и, в частности, для длительного процесса. Период «Джона Св. Джона» длился всего 13 дней, но несколько раз о том, как Кроули ищет в своих записях разъяснение ключей, которые иначе легко пропустить, когда ты захвачен моментом. Этим можно легко подтвердить или отринуть догадки, или обеспечить связные примеры к неясной информации. Кроули пишет: «Я думаю, я буду перечитывать весь Дневник, чтобы вернуться и увидеть, могу ли я найти нить Ариадны» (Джон Св. Джон, с 92). Примерно два часа спустя мы обнаруживаем, что он готов начать чтение Дневника. После завершения он восклицает: «Раньше я был слеп, теперь я вижу!» (Джон Св. Джон., с 92). Есть и другие многочисленные примеры обзора предыдущих записей в «Джон Св. Джоне» для дальнейшего руководства. В конце концов, преисполненный радости от великолепно успешной операции, Кроули пишет:

«Я перечитал этот том Записей и растворился в квинэссенции хохота. Некоторые из них такие забавные! Прежде, это уходило от меня». (Джон Св. Джон, с 138)

В «Дневнике наркомана», когда Лу и Питер уже готовы, царь Лестригонов отправляет их в Телемское Аббатство в Телепилусе для окончательной стадии излечения. Сэр Питер описывает запись своих воспоминаний в магическом дневнике под присмотром царя Лестригонов.

«Неужели прошло всего три месяца; а кажется, будто целая жизнь. Сейчас моя память в полном порядке, и я припоминаю с каждым днем все больше подробностей прошлого. Пишу этот отчет о трех прошедших месяцах, отчасти потому что мой лучший друг подсказал мне, что память окрепнет, если я буду упражнять ее, занося все произошедшее регулярно в дневник. И знаете, что даже месяц назад я был еще не в состоянии припомнить хоть что-нибудь относительно некоторых периодов моей жизни.

Мой друг говорит мне, что моя память отказывает частично потому, что милосердная природа желает сокрыть от нас вещи, способные причинить нам боль. Паучье кружево защитной забывчивости занавешивает отверстие пещеры, скрывающей обглоданный череп и кровавые кости наших неудач.

— Но величайшие из людей, — говорит Царь Лестригонов, — это те, кто не желает, чтобы с ними обращались как с плаксивыми детьми, это те, кто настаивают на встрече с реальностью лицом к лицу во всех ее формах, и безжалостно срывают бинты со своих собственных ран» («Дневник наркомана», с. 247)

Реальность предоставила Кроули одну из самых важных практических демонстраций выгоды Магических Записей в разрешении прямого доступа к предыдущим стадиям его жизни и магической карьеры. В «Исповедях» он приводит выдержки из дневника магических работ, которые были сделаны около 17 лет назад. Он пишет:

«Я покинул Шанхай 21 апреля. 22 я заболел, и оставался в постели весь день. Я не делал регулярных ритуалов, но размышлял над нынешним кризисом. Я выбросил Шанхайский опыт из головы, как дурной сон. Читая написанное выше через некоторое время, после того, как тщательно избегал делать это на протяжении долгого времени, я ощутил неуверенность по этому поводу; я почувствовал, что было огромное значение в искреннем общении с правильными людьми, и что Оракул озадачен, противоречив и шероховат из-за вмешательства наших личностей». (Исповеди, с 525)

Один из наиболее интересных способов использования А.К. своих дневников, обсуждаемый в «Исповедях», это анализ его Магического Посвящения. Он обозначил курс «Дней Хокма», (73-дневные циклы), около более пяти лет между 1914 и 1919 годами, с помощью изучения дат и соответствующих событий. Дальнейшее обсуждение этой темы совершенно вне контекста этого эссе, исключая замечание, что разбиение событий и опытов пяти лет на 73-дневные циклы должно было требовать от него невероятно старательного заполнения и анализа Дневника.

Улучшение Понимания Себя

В моем собственном дневнике я заметил, что уровень честности, на который я способен в отношении себя, растет в прямой пропорции с тем, как много я тренирую мускулы бесстрашного самоанализа. Есть определенный ужас, связанный с поиском темных мотиваций, и чрезмерная скрытность затем в извлечении их на свет. Однако это — неоценимо важный метод для развития психической силы: взятие ответственности за свои действия и становление как настоящего Телемита. Случайно в «Дневнике 1923 года» Кроули начинает намечать некоторые из моральных принципов, которые будут в дальнейшем соблюдать сильнейшие маги.

«21 мая, 22:15. Кажется, слишком много недопонимания существует в том, что касается Истинной Воли. Факт, что личность является джентльменом — такой же неизбежный факт, как любой возможный духовный опыт. …Человек может заблуждаться, вследствие просветительского энтузиазма, и, если он находит явное противоречие между духовными обязанностями и обязанностями чести, совершенно очевидно, что ловушка захлопнулась, и он должен без колебаний держаться курса, который предполагается обычной порядочностью. Ошибка здесь — именно то «заблуждение», которое предположено в книге CCXX, I:36, и я хочу сказать определенно, однажды и для всех, что люди, которые не понимают и принимают эту позицию, будут весьма неудачливы в восприятии фундаментальных принципов Закона Телемы». (1923, с 21)

Помощь другим Магам

Здесь мы, наконец, доходим до первого принципа А:.А:., и фактически, общей сути воплощения Алистера Кроули. Я специально обратился к концепции Махаяны Обета Бодхисаттвы, в котором Посвящаемый обещает жертвовать плоды своих достижений для освобождения всех разумных существ. В этом смысле, Кроули явно рассматривал Магический Дневник как инструмент:

«Я поднимаю всю эту проблему Дневника принципиально, в надежде, что он покажет точно, какие ментальные и физические состояния предшествуют, сопровождают и следуют за «достижением», чтобы остальные могли восстановить, через эти состояния, этот результат». (Джон Св. Джон, с. 128)

«21 июля, 18:10. Я питаю отвращение к идее написания комментария такое сильное, что я чувствую в нем своего «персонального врага», способного аккуратно разрушить Работу Приготовления — в том случае конечно, что неудача появится на пороге О.П.В. или обстоятельств. Я, конечно, предвижу все опасности такого сумасшедшего действия, и отмечаю пользу для будущих Магов в похожих обстоятельствах». (1923, с 94)

«8 августа, 1:11. Я несколько раз говорил о болезненности мысли как о факторе, беспокоящем меня. Я не описывал симптомы в должных деталях, и мне стыдно сказать, что причина этого упущения в том, что я был слишком пристыжен ими, чтобы записать их. Хотя для человечества важно — сделать это». (1923, с 121)

Читая дневники Кроули, я поражаюсь его скромной честности. Он не вовлекался в лицемерные выдумки и создание воздушных замков о своей набожности, особой святости или избранничестве, приданном его персоне его духовным статусом Пророка. Фактически, он настаивал на детальном описании своей праздности, даже «вываливания» в своей человечности. Он открыто и честно делится своими провалами, слабостью, скудостью, смятением, отчаянием и стремлениями. Его дело совершенно уникально среди духовных учителей. Кажется, он сдержал свое обещание быть чем-то вроде самопровозглашенного друга человечества. И наша общая человечность — печать возможности достижения для всех нас.

«23 сентября, 16:44. Я затем прочитал свою Клятву еще раз с максимальной силой. Я потребовал Слова Равноденствия на основании того, что я был Магом, поклявшимся служить Человечеству. Затем я поклялся посвятить себя целиком его благополучию: и подтвердил эту клятву утверждением, что я стал никто как человек — став Зверем 666». (1923, с 171)

В конце, я выражаю свою любовь и уважение этому Мастеру, который так глубоко повлиял на мою жизнь. И лучшие пожелания также вам, дорогие читатели, в вашем путешествии внутрь себя. Последняя цитата из «Liber Aleph» выразительно описывает настоящий магический дневник. «Пергамент Свитка из Человеческой Кожи, и Чернила его из Крови его Сердца».

 

Любовь есть Закон, Любовь в соответствии с Волей
Зимнее Солнцестояние, 1992 н.э.

Перевод – Bastet и Fr. Taavat haOr
© PAN’S ASYLUM Oasis O.T.O.

You may also like

Оставить комментарий