Об инсайте и магическом познании

от Yegor

Небольшое предисловие.

Как эклектичный викканин я не останавливаю свои поиски на одной единственной традиции. Поэтому постоянно нахожу полезные и, самое главное, применимые знания и в других традициях. Классическая западная магия, нагвализм, шаманизм, йога, цигун и многое другое уже давно являются частью моей «собственной традиции». Когда я начал изучать научную психологию, то знания, получаемые там также начали дополнять мою «магическую картину мира». Поэтому данная статья скорее психологическая, но имеющая непосредственно влияние на путь мага и ведьмы.

 

В 1925 году Вольфганг Келлер ввел понятие инсайта. Появился данный термин на основе проведенных им экспериментов с шипанзе. Кратко приведу один из таких опытов:

 

В клетке жили шимпанзе. Коварные ученые повесили любимые ими лакомства под самый потолок так, что до них нельзя добраться и допрыгнуть. А в самой клетке были размещены ящики. Как повели себя братья наши меньшие? Келлер выделил три основных этапа! Сначала они метались по клетке, кричали, прыгали, кидались ящиками. Но это не принесло никаких плодов: вкусняшки остались висеть на своем месте. А сам этап был назван «беспорядочная активность». Затем нашим подопытным стало «грустно». Они вяло ходили по клетке, пыхтели и обижались на весь белый свет. И этот этап можно назвать как «успокоение». А вот потом начали происходить настоящие чудеса. После маленькой такой депрессии шимпанзе иногда (не всегда, что важно), неожиданно подрывались с места и начинали строить из ящиков пирамиду, взобравшись на которую допрыгивали до вожделенной награды. И этот этап получил название «инсайт».

 

Стоить отметить, что были и «глупые обезьяны» (термин Келлера). Которые в общем безумии не предпринимали участия. Но после начинали воспроизводить «успешное поведение собратьев» в каких-то отдельных проявлениях: они старались высоко подпрыгнуть или строили пирамиду. Но, как понимаете, до приманки так и не добирались.

 

Перенося этот опыт на магическое познание замечаем, что в подавляющем большинстве случаев мы поступает ровно также, как и шимпанзе! Человек, приходя в магию, стремится заниматься всем сразу. Читает книги ОШО, Кастанеду, Кроули, Кэбот…чистит чакры, строит магические круги, делает привороты и много чего еще. Это как раз и будет период «беспорядочной активности». В течении этого периода (важного периода) маг наполняется информацией, отрывочным опытом, получает первые шишки, но главной своей цели не достигает.

Тогда ему становится «грустно». Активность в изучении магии резко падает, интерес пропадает, появляется чувство разочарования и безысходности. Но и этот период в познании магии крайне важен! Под «ледяной коркой» депрессии и апатии разрозненные элементы начинают объединяться, видоизменяться, знание приобретает целостность…пока в определенный момент не происходит тот самый «инсайт» — момент осознания и понимания происходящего которым уже можно воспользоваться и достичь поставленных целей.

Но существуют среди нас и «глупые обезьяны», которые всю жизнь будут довольствоваться кусочками достижений других практиков: заниматься визуализацией, гнуться в асанах или практиковать «колесо года». И каждый раз они будут удивляться: «Ну почему же не получается, ведь я делаю все точно также как и Вася, который уже давно в самадхи». А не получается потому, что их знания так и не приобретают структуры, в них нет самого понимания и осознания процесса (инсайта) или, если говорить более поэтично, души.

 

Из этого простого наблюдения за приматами, можно сделать ряд очень важных и применимых в жизни выводов:

 

1. Не пренебрегайте периодом «беспорядочной активности». Он дан нам для того, чтобы познать как можно больше элементов из которых в итоге будет построена целостная система. Ведь если «кусочков» окажется недостаточно, то общее здание вашего знания никогда не будет завершено. Не слушайте людей, которые скажут: «Изучай только то, что я тебе даю, ведь я даю достаточно, а в противном случае в голове будет мусор». На первом этапе как раз вредно избегать беспорядка в знаниях! Стремитесь ко всему и сразу не обращая внимания на заявления людей, которые пытаются обрезать крылья вашей любознательности.

 

2. Не стоит бояться периода «депрессии». Он необходим, чтобы переварить все те знания, которые были получены на предыдущем этапе. Во время него как раз вредно кричать на себя «встань, ленивая задница» и через силу (или как модно говорить «развивая силу воли и выходя за границы зоны комфорта») заставлять себя изучать магию. Максимум, что вы можете делать в этот период — искать ответы на время от времени всплывающие вопросы. Лучше посвятите этот период спокойствия чтению книжек про Гарри Поттера или Макса из Ехо (или других книг, которые без назойливости будут поддерживать в вас мечту познания магии, но не мешать усвоению знаний). Еще один хороший путь — начать писать небольшие статейки на тему магии, которые будут помогать разрозненным знаниям выстраиваться в стройные ряды умозаключений. Последний совет этого периода — общение с единомышленниками.

 

3. В определенный момент придет вожделенный инсайт! И вот тут нужно будет начать действовать не оглядываясь на время года, фазу Луны или что-то еще. Второстепенные факторы придут позднее, когда ваше магическое знание будет оттачиваться. Здесь главное уподобиться обезьянам и построить эту чертову пирамиду! В противном случае инсайт забудется. И даже если в итоге вы не достигните поставленной цели, вы приобретете опыт «хорошей ошибки» (опять же термин Келлера) которая станет очень хорошим толчком к дальнейшему развитию.

 

4. Не уподобляйтесь «глупой обезьяне». Помните: повторение разрозненных элементов даже если и приведет к результату — никогда не перерастет в знание. Этот результат будет случайным и неповторимым. Стремитесь переварить, интегрировать и осознать полученные знания, а не просто накапливать их. В противном случае, ваша магия превратится в большой и красивый справочник по волшебным техникам и заклинаниям, который будет стоять и пылиться на дальних полках вашего сознания.

 

Конечно, то, что здесь написано — «Отрывочное знание». У Келлера есть еще понятие «плохой ошибки» и кучи других наблюдений, которые в итоге легли в основу гештальт-психологии, бихевиоризма и ряда других учений. Но, надеюсь, вы догадались, что имя исследователя приведено не просто так, а как шанс к изучению этой интереснейшей темы самостоятельно теми, кому хочется построить более полную картину процессов познания.

Автор: Negoc

You may also like

Оставить комментарий