Вырастая мы привыкаем относиться к играм, как чему-то несерьезному, нелепому и даже вредному. Забывая, что фундамент наших знаний строится именно на них. И возможно именно потому, что мир вокруг становится все более динамичным и «серьезным» ученые начинают трубить о том, что будущее именно за введением игровых моментов в жизнь современного человека. И как проявление этой идеи сегодня появился уникальный жанр фэнтези: Лит-RPG. Читая эти яркие и интересные книги я невольно задумался: а можно ли реализовать нечто подобное в жизни? Конечно, у меня нет капсул полного погружения или инопланетных технологий, способных оцифровать целую планету. Но есть ручка, бумага, желание и понимание чего хочется получить.
Главная проблема игрофикации чего бы то ни было в реальности — невозможность выделить четких и отслеживаемых свойств человека, а также взаимосвязи их с практическими навыками. Вот в простых играх это просто! Есть, скажем, единицы силы, каждая из них дает сколько-то процентов к урону, килограммов переносимого веса, влияет на навыки владения мечем и рукопашного боя. Поэтому столкновение двух персонажей будет выглядеть как вполне решаемая формула полная различных переменных. А вот в обычной жизни количество переменных стремится к бесконечности! И это обидно!!! Поэтому предсказать исход поединка двух каратистов с черным поясом, определенной силой удара, измеренной выносливостью и пр. — задача сложная. Ведь кроме перечисленных «каратистских» свойств есть еще удача, настрой, поддержка зала и многое другое.
Но кое что, как мне кажется, сделать можно. К примеру, мы точно знаем, что количество склонно перерастать в качество. Есть даже весьма амбициозное высказывание: что если посвятить 10 000 часов определенному делу, то обязательно станешь в нем гением. Обдумывая эту идею я пришел к выводу, что ее можно оформить красиво — это раз. 10 000 часов — это ужасный слон, которого нужно кушать по частям — это два. И должны быть определенные условия, которые будут служить «коэффициентами» этим часам, ведь осознанный труд реально дает существенно больше, чем механическое повторение. Поэтому родилась идея «игры» по выращиванию из себя RPG-персонажа в магии, а потом, быть может и в других сферах (кстати, эта идея уже доступна в виде массы приложений).
Вот, к примеру, я сейчас увлекся созданием зелий. Признаюсь, хоть теоретические моменты мне известны, но практических навыков мало, да к тому же есть еще и какой-то психологический запрет на это дело. Самое то, чтобы немного поэкспериментировать. Так что если признать «зельеварение» за игровой навык, который развивается от успешных повторений. Ведь это выглядит вполне логичным, что тот, за чьими плечами 1000 успешно созданных зелий с разными свойствами будет в этом разбираться больше человека с 10 кривыми пузырьками.
Поэтому думается мне разбить зельеварение на уровни (скажем, первый уровень — 10 пузырьков, второй — 20, третий — 40 и т.д.) и посмотреть как повлияет вот такая игрофикация на освоение навыка. Интересно ведь! Тем более, что есть основания предполагать, что такое освоение будет существенно легче и интересней. Почему?
- Есть отслеживаемые критерии роста, наглядный результат, пусть и в виде картинки. А это, в свою очередь, очень сильно влияет на уменьшение стресса и степени эмоционального выгорания от выполняемой деятельности. Человеку нужно видеть хоть какой-то результат от усилий.
- Игрофикация сама по себе снимает «важность». И если говорить языком магии и трансерфига, то это позволяет энергии течь свободно, динамично и гармонично. Если вспомнить психоанализ, то это будет уменьшение влияния различных механизмов психологических защит и сопротивлений (реакций торможения) на деятельность. Ну а мои любимые транзактный анализ и логотерапия видят в этом моменте идею о выходе из сценарных матриц.
- «Считать» следует только успешные зелья. И вот тут вопрос: какие зелья считать таковыми? Я уже весьма давно веду дневники и научился отслеживать успешность ритуала и магической практики с помощью карт таро и иных классных штук. И данная практика реально повышает осознанность в магическом пути. Тут, кстати, мне вспоминается, что психологи при росте в профессиональной лиге учитывают не количество часов которые ты посвятил людям, а количество времени для осознания своей практики (т.н. супервизии).
- Есть у меня ряд наработок по тому, что в психологии называется «разрешение», а в магии — «инициация», «обряд перехода», «благословение». И я хочу попробовать внедрить их в эту систему в виде «обрядов перехода на следующий уровень зельеварения».