Прошлая статья касалась моего видения отношения современного общества к разным ипостасям Богини. Статья получилась темная и какая-то гнетущая (а что поделать, когда у автора сопли?). Сегодня я собираюсь продолжить эту тяжелую тему, дабы показать, что мужчины находятся в ничуть не лучшем положении. Искренне ваш, Negoc.
Одной из особенностей викки является то, что в ней нет четко очерченного пантеона. Из двух почитаемых божеств нельзя сказать кто выше, сильнее или важнее. Богиня определяет существование Бога, но сама она существует в виде Богини лишь потому, что рядом всегда есть ее возлюбленный спутник.
Их отношения строятся на законах истинной и всеобъемлющей любви. А при настоящей любви вопрос иерархии растворяется до полного исчезновения. Один партнер определяет существование другого. Поэтому если общество начало определенным образом смотреть на Богиню, выбирая наиболее приятные ее лица, то и Бог оказался под не менее пристальными взглядами.
Сегодня нечасто встретишь идею, что Бог также имеет три ипостаси. Его лица это Сеятель, Охотник и Мудрец. Именно в этих аспектах мужчина проявляет себя в обществе. И уже то, что большинство викканских традиций выделяют ТРИЕДИНУЮ БОГИНЮ и ее спутника приводит нас к очень интересной теме: отчего возрастные категории мужчин размываются и исчезают из космологии ведьм?
Когда я назвал эти три лика Бога своей подруге (собственно эти статьи – это немного развернутый разговор с ней), она хитро улыбаясь сказала: «Ну да, сеятель, вам лишь бы семя свое по миру рассеять». Очень забавная и интересная трактовка! Но все же эта ипостась связана с тем, что сеять зерно – одна из самых легких работ по полю. Пахать, корчевать, выжигать леса и выкапывать камни было обязанностью сильных мужчин, в то время как собственно посев мог выполнить даже ребенок. Т.о. эта ипостась помощника и ученика.
Мужчина начинает свой путь как Сеятель. Эксцентричная юность, неуемная энергия, любознательность, жажда до жизни и стремление попробовать все-все-все заставляют его сиять! Кажется, что мир слишком тесен и вот-вот лопнет по швам! Это было бы действительно так, если бы он мог сконцентрироваться на чем-то одном, но энергия расходуется на слишком многие вещи, которые хочется попробовать и в итоге молодой Бог приобретает много опыта (и шишек на свою голову), знаний и узнает куда приложить свои усилия в дальнейшем.
С возрастом Бог приобретает цели и учится ответственности. Это делает из беззаботного шалопая – мужчину, который может позаботиться о своей Богине. Охотник или Кормилец – это период, когда необходимо добывать еду не только для себя, но и для своей спутницы и детей. У мужчины раздаются в стороны плечи, так как на них теперь нужно нести груз ответственности за стабильность завтрашнего дня, и подается вперед грудь, так как именно ей он заслонит от опасности своих детей.
Постепенно силы покидают Бога и приходит понимание, что пора передавать свою мудрость другим. Так рождается Мудрец, готовый поделиться не эфемерными знаниями о «тонком и нематериальном», а тем, что уже опробовано на себе и проверено временем.
В отличие от Богини, у Бога общество в первую очередь начало отрицать не Мудреца, все-таки его знания оказались востребованы, а Охотника. Охотник – это пик мужской силы, и эта сила требует выхода. Раньше она тратилась во время охоты, потасовок или военных компаний. Практически во всех культурах существуют ритуальные драки и поединки, которые позволяли охотнику показать себя. Это именно тот период, когда можно сломать челюсть грубияну, что пристает к твоей Богине, или сломать ударом кулака столешницу, дабы показать свое негодование.
А теперь представьте всю эту неуемную мощь в небольшом офисе или забитом людьми автобусе. Сначала были запрещены за «дикость» практически все способы выплеснуть мужскую энергию (коррида запрещена официально, хоть и продержалась очень долго), а после она сама стала считаться преступной, дикой, несовременной и антикультурной. Так Рогатый Бог охоты был выдворен с позором из города. Он порой посещает наши улицы, но уже в своей темной ипостаси преступника и лиходея.
Неуемная энергия Сеятеля также не прижилась в городах. Ведь он не видит того, на чем строится сама концепция населенного пункта – границы! Границы частной собственности (и никаких прыжков по гаражам и вылазок на чужие огороды), границы приличий (шутки – неуместны, особенно – неуместные шутки), границы дозволенного (нельзя и все тут), границы свободы (мальчик должен увлекаться и заниматься тем, что пригодится ему в дальнейшем) и т.д.
Идеальный мальчик сегодня – это умытый и причесанный отличник, который посещает курсы скрипки и живописи. Ведь только так его можно спасти от превращения в неудержимого зверя в зрелом возрасте. Растрепанные мальчишки с кучей синяков и ссадин, свежими шрамами и наивными подвигами, ныне не в моде, ведь проверки любых границ – запрещены, а ссадины и синяки – опасны для жизни (и вообще инкриминируются как побои).
Мудрец держался до последнего, но и он вынужден был отступить. Уже нет тех сил, что были раньше, да и где взяться опыту, если в моде лишь книжные знания, увертки и «схемы»?
Казалось бы, Бог должен был исчезнуть совсем, но такое невозможно. Вместо этого сложился собирательный образ единого Бога. Он активен и любознателен как Сеятель, но уже спокоен и рассудителен как Мудрец; он ответственен как Охотник, но обладает страстью Сеятеля; он владеет знанием и профессионализмом Мудреца и обладает энергией Охотника и Сеятеля для ее претворения в жизнь. В общем, мужчина должен одновременно присутствовать в трех ипостасях! Но это оказалось невозможным для смертных мужей. В итоге безупречный образ размывается и становится нечетким, являя вместо совершенного единого Бога – безликую химеру.
Поэтому от девушек мы слышим, что вокруг нет мужчин. Но при этом никто из них не говорит, что «вокруг одни мальчишки» или «остались лишь старики».
В итоге сегодня взросление Бога порой выглядит так: подрезанный Сеятель так и не учится на своих шишках ответственности, и с ней не может приобрести мудрости. Его адаптивность вместо опыта преобразуется в хитрость и изворотливость. Естественное стремление защищать и опекать Богиню и детей также вызревает не часто, оставаясь лишь детским желанием обладать и ни с кем не делиться. А отстаивание своей позиции в драках вырастает в закулисные игры и неумение управлять своей агрессией. Так из светлого Луга рождается насмешливый Локи. И если посмотреть вокруг, то может это и неплохо? Из «Локи» получаются гораздо более успешные менеджеры по продажам и потребители. «Локи» приспособлены к жизни, хорошо зарабатывают и прекрасно выглядят на званых вечерах. И, быть может, сегодня это гораздо важнее, чем ответственность Охотника или советы Мудреца.
Но не стоит поддаваться панике! Это хоть и очень близкая, но все-таки антиутопия. Порой, среди серой толпы, можно увидеть свет всех искусств Луга, мудрый взгляд Озириса и Одина, уверенную поступь Ареса и заботливую запасливость Велеса. Просто они не в моде и быть ими зачастую эпатажно и неприлично. Хотя, стоит оптимистично отметить, что на таких уникумов всегда есть спрос, хоть быть ими и непросто. А для того, чтобы ими быть, нужно не стесняться и бросить вызов внутреннему Локи и вышвырнуть его с пира богов…если вы понимаете о чем я.
Автор: Negoc