День Леди или Весеннее Равноденствие

от Yegor

Настало время весеннего равноденствия, когда весна достигает пика на своем пути от Имболка до Белтейна. Вновь уравнялись день и ночь, вновь начинается борьба сил света и сил тьмы. Бог света в это время одерживает победу над своим братом, Богом тьмы. В версии Магиногион (Mabinogion), которую я следую, это день, когда Ллеу (Луг – кельтский бог) отомстил Горонви (кельтский Бог, который, по легенде, соблазнил жену Луга и едва его не убил отравленным копьем), проткнув того Солнечным копьем. Луг был исцелен/возрожден в день зимнего солнцестояния и теперь он достаточно силен/подрос чтобы победить своего соперника/близнеца вернув себе возлюбленную/мать. В свою очередь, великая Богиня-Мать, которая вернулась к аспекту Девы в Имболк, приветствует молодого Бога Солнца и зачинает от него ребенка. Он родится лишь спустя девять месяцев, во время следующего дня зимнего солнцестояния, тем самым замыкая круг.

Скорее всего, праздник весеннего равноденствия был принесен из средиземноморья, хотя нет никаких сомнений в том, что коренные жители Британских островов наблюдали это явление в своих мегалитических обсерваториях. Однако, он, безусловно, пользовался большой популярностью на юге, где день, когда Солнце переходит в знак овна, считался первым днем года. Весеннее равноденствие – время для новых начинаний и сама природа показывает нам это.

В римско-католической церкви есть два праздника, которые часто путают с днем весеннего равноденствия. Во-первых, 25 марта по старому литургическому календарю празднуется Благовещение Святой Богородицы (или BVM, как его обычно сокращают в католических служебниках). Благовещение переводится как «объявление». Именно в этот день архангел Гавриил объявил деве Марии, что та находится в «интересном положении». Архангел специально спустился потому, что Мария, будучи девственницей, никаким другим способом узнать о таком событии не могла (Вы еще и издеваетесь, о, маловеры!). Но почему церковь выбрала именно эту дату для ознаменования столь важного события? Да потому, что было необходимо, Иисуса зачали ровно за девять месяцев до его рождения в день зимнего солнцестояния (поэтому и рождество и благовещение празднуется в четко установленную дату, 25 марта и 25 декабря соответственно). Дева Мария должна носить ребенка положенный всем женщинам срок, не смотря на всю необычность концепции непорочного зачатия.

Как уже говорилось выше, в более древнем языческом эквиваленте этого события, зачатие происходило обычным образом. Молодая Дева-Богиня (в данном случае, «дева» используется в своем первоначальном смысле, т.е. «незамужняя») сочетается с молодым солнечным Богом, который только что завершил битву. Скорее всего, это не первый случай их близости, однако, ранее, в рамках мифа, конечно, пара, скорее всего, была слишком молода. Хотя, Бог достиг половой зрелости еще в Имболк, Богиня в то время только недавно разрешилась от бремени (во время зимнего солнцестояния) и, вероятно, все еще кормила своего ребенка. Таким образом, зачатие естественным образом откладывается примерно на шесть недель и, не смотря на более ранние случаи близости с Богом, Богиня не забеременела до (сюрприз!) дня весеннего равноденствия. Впрочем, этот день может также отмечать их венчание (handfasting), или священный брак между Богом и Богиней, который также называют хиерогами (hierogamy – символический или нет половой акт между Богом и Богине, который часто воспроизводят во время ритуалов, будь то опущение кинжала в чашу или же ритуальный секс), Великий обряд. Наиболее полное исследование на эту тему содержится, на мой взгляд, в книге М. Эстер Хардинг «Тайны женщины» (M. Esther Harding’s book, Woman’s Mysteries), описание же можно найти у Мэрион Зиммер Брэдли в «Туманы Авалона», в сцене, где Моргана и Артур взяли на себя эту священную миссию (Брэдли описывает британскую версию данного эпизода, которая происходит во время Белтейна, когда климат более подходит для гуляний на природе).

Другой христианский праздник, который связан с этим временем – Пасха. Пасха празднует победу Бога света (Иисус) над тьмой (смерть), так что и нам имеет смысл отпраздновать такое событие. По иронии судьбы, английское слово «Пасха» (Easter) было взято у Тевтонской богини Луны Эостре (от ее имени также происходит название женского гормона эстрогена). Ее главными символами был кролик (как символ плодородия и потому, что поклонники этой богини видели силуэт кролика в полной луне) и яйцо (символ Вселенского яйца, из которого появилось все). Почему христиане переняли эти символы сегодня трудно понять. Ее праздник, Остара, отмечали во время первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Если вы когда-нибудь размышляли, почему пасха постоянно «перемещается» в календаре, то теперь вы знаете (кстати, католическая церковь была настолько непреклонна в том, чтобы в пасху не включали символизм богини Луны, что  дополнительно постановила: если та выпадает на полнолуние, то переносится на следующее воскресение).

Кстати, здесь возникает еще одна путаница: в последнее время, некоторые языческие традиции празднуют весеннее равноденствие, называя его «Остара». Исторически сложилось так, что это неправильно. Остара – это лунный праздник в честь богини Луны, отмечаемый в весеннее полнолуние. Таким образом, название относится к ближайшему эсбату, а не саббату. Почему это произошло, сейчас трудно сказать. Тем не менее, следует отметить, что некоторые их групп необдуманно перенесли «День Леди» (Lady day) на Белтейн, тем самым не оставив весеннему равноденствию никаких народных традиций. Разумеется, более древним и признанным именем этого праздника будет «День Леди». Христиане иногда утверждают, что это в честь Марии и Благовещения, знающие язычники же в ответ могут только улыбаются.

Другой мифологический сюжет, на который следует обратить внимание в это время года, является нисхождение Бога или Богини в ад. Наиболее ярко его можно проследить в христианской традиции. После смерти Иисуса в Страстную пятницу, говорится, что он «сошел в ад» в течении тех трех дней, пока его тело лежало в гробнице. Но на третий день (то есть Пасху) его душа вернулась и он воскрес из мертвых, чтобы вознестись на небо. По странному «совпадению» в древней языческой легенде, Богиня спускается в подземный мир также в течение трех дней. Но почему три дня? Если мы вспомним, что имеем дело аспектом богини Луны, то вопрос рассеется сам собой. В одной книге теней говорится: «Как Луна прибывает и убывает, ходит три ночи в темноте, так и Богиня однажды провела три ночи в царстве смерти». В современном мире, оторвавшись от природы, мы привыкли отмечать новолуние (время, когда Луны не видно) как дату в календаре. Мы забываем, что ночная госпожа сокрыта от взоров за день до и после обозначенного дня. Но это не осталось незамеченным нашими предками, которые говорили о пребывании Богини в землях Смерти в течение этого периода. Стоит ли удивляться тому, что мы отмечаем следующее за этим полнолуние (Остару), как возвращение Госпожи из владений тьмы?

Это сезон возвышения жизни и любой человек, который любит природу вам это подтвердит. Христианство не ошибается, отмечая победу Иисуса над смертью именно в это время. Подобно Богу Солнца он совершил путешествие в подземный мир. Король Артур, к слову, совершает тот же подвиг, когда плывет на волшебной лодке Придвен (Prydwen), чтобы вернуть ценные дары (в частности дар жизни) из страны мертвых. Валлийская триада, включая Гвидиона и Амаетона, делают то же самое. На самом деле, эта тема настолько универсальна, что мифологи ссылаются на нее общей фразой «сошествие в ад».

Тем не менее, можно предположить, что сошествие в ад и в землю мертвых изначально совершило не мужское божество, а лунная Богиня. Это сама природа, которая в весенний период возвращается из подземного мира с даром изобилия. Солнечные герои, скорее всего, появились гораздо позже. Сам факт того, что мы говорим именно от трехдневном периоде, ясно показывает, что мы имеем дело с Луной, а не Солнцем (хотя, следует сделать исключение для немногочисленных мужских лунных божеств, таких как бог Син). Во всяком случае, самые замечательные истории о сошествии в ад описаны в Книгах Теней как «Сошествие Богини». День Леди лучше всего подходит для того, чтобы отметить этот сюжет в форме рассказа, чтений или театральной постановки.

Для современных дней, День Леди является одним из малых шабашей или малым праздником в году. Но когда его лучше праздновать? Можно выбрать традиционную фиксированную дату 25 марта, начав накануне. Или же исходить из астрономического равноденствия, когда Солнце переходит в знак Овна.

 

Автор Майк Николс

Источник тут

Перевел: Negoc

You may also like

1 комментарий

Garzia 15.03.2012 - 23:18

«Остара – это лунный праздник в честь богини Луны, отмечаемый в весеннее полнолуние». Откуда такие сведения? Остара это вообще реконструкция древнегерманского слова из саксонскиз языков (Eostre, Eastre). http://en.wikipedia.org/wiki/%C4%92ostre Эостре (если такая вообще была) этимологически ближе к Авроре/Аушре/Ушас, чем к лунной богине.
Lady’s Day — это действительно в честь Девы Марии. Скорее всего в древности был весенний праздник в честь некоей богини (м.б. богини зари), но Lady’s Day — это день Благовещенья, 25 марта, когда в Британии начинался новый год (до конца 17 века). По логике Никольса, всякий раз, когда у Шекспира герои божатся «by’r Lady», это надо понимать как обращение к языческой богине.

Ответить

Добавить комментарий для Garzia Отменить ответ