Марафон «Викка: год и один день». Практика тридцать шестого дня

от Yegor

Бог — Сеятель

 

С этого дня начинается знакомство с Богом. Сегодня — это проявление бога молодого, активного, шутливого и познающего. «Внутреннего ребенка», который есть внутри каждого из нас. И стоит отдать должное Т.Родерику, его описание бога-Сеятеля очень лаконично, приятно и понятно. Однако, есть несколько моментов, которые хотелось бы дополнить. Не потому, что они неправильны, а потому, что я сделал на них акцент для себя лично.

 

1. Архетипы

Впервые понятие архетипа ввел Юнг. В своих работах он рассматривал множество проявлений «общественного бессознательного», однако никакого «сеятеля» там не было. Более того, если смотреть проявление «мужского», т.е. анимуса в виде архетипа, то он будет выступать в четырех проявлениях, а не в трех. На мой взгляд, такой подход является более верным, но тут, как говорится, каждый выбирает по себе. Тем не менее, в остальном идет совпадение, цитируя К.Г.Юнга: «он знаменует простую физическую силу, например, как чемпион по легкой атлетике или мужчина с горой мышц» (смотрите работу Юнга «Человек и его символы»).

 

2. Развитие бога, как рост от животного начала к сознательному

Что у Юнга, что у Родерика я выделил особенности в развитии архетипа Богини и Бога. Богиня тесно связана с функцией материнства (подготовка/рост, рождение/воспитание, передача знаний/принятие родов). У Бога же это путь от дикого животного к человеку, который несет за свои поступки ответственность.

Сеятель — это первый этап. У него огромное количество сил…и не слишком развитый разум. Если посмотреть на богов, которые представляют этот лик, то они практически все близки к природе являясь ее олицетворением (Пан) или тесно с ней работающие (большинство богов-сеятелей — пастухи). Даже если он обладает знанием (как Гермес или Локи), то не особо грамотно его применяет и уж тем более не хочет нести ответственность за его применение. Именно поэтому он часто принимает роль «трикстера», ассоциируется с игрой, шуткой, обманом. И последнее проявление — эбог-любовник. Но еще не дошедший до осознания своей ответственности как отца (Эрос), а потому, дарящий свою любовь всем и вся без разбору (за что некоторые хотят его поколотить).

Размышляя на тему Сеятеля, мне сразу пришла мысль о том, что говоря что «девушки любят плохих парней» мы по факту можем сказать, что они любят сеятелей (безответственных и бесшабашных любовников, попирающих общественные устои). Но тут сразу хотелось бы отметить одну особенность: согласно психоанализу, девушка сама «растит анимус», т.е. выбор незрелого мужчины есть следствие психологической незрелости дамы.

 

3. Развитие магии

У Богини магия появляется к исходу цикла. Практически все ее лики-покровители волшебства относятся к «Старухе». У Бога ситуация иная. Уже в молодости дана сила! И большинство покровителей магии от мужского начала — Сеятели. Имеются они в проявлении «Мудреца», но в гораздо меньшем количестве. Возможно это связано с тем, что мужская магия по природе своей отличается от женской. Она, подобно молодому человеку, «бросает вызов этому миру» и «желает его победить».

 

4. Ассоциации Сеятеля

Именно смотря на приведенные Т.Родериком ассоциации я склоняюсь к тому, что юнговское «четырехчастное» разделение архетипов более правильно, чем викканское «триединое». Обратите внимание: Восток, утро, весна. Но направлений, времен года и суток — четыре! Получается, что либо какое-то проявление Бога должно взять на себя две ассоциации, либо одна из них останется «бесхозной». Пролистывая немного вперед книжку, мы понимаем, что без надзора остались Запад, ночь, осень.

Кстати, та же самая проблема с Богиней. Если мы выделяем полнолуние как самостоятельную фазу, то логично самостоятельно выделить и темную Луну, таким образом получая как раз четырехчастное деление.

Кроме того, хотелось бы дополнить ассоциативный ряд, приведенный в книге:

 

Цвет: золотой, желтый, светло-зеленый, металлический (олово, ртуть), ярко-красный

Языческий праздник: Йоль, Имболк, Остара, Белтейн

Планеты: Марс, Меркурий, Солнце

 

5. Боги Сеятели

Думаю, что весьма полезным продолжением практики этого дня будет хотя бы тезисно ознакомиться с тем списком богов, который привел Т.Родерик. Читая их функции, роли, мифы, связанные с ними ассоциации и традиции — гораздо глубже осознаешь роль Сеятеля в этом мире. Кроме того, понимаешь, согласен ли лично ты с выбором на роль молодого бога тех или иных «ликов».

К примеру, я совершенно не нашел никакой информации по Гьюону. И не согласен, что сеятелями являются Шива, Прометей, Янус, Мабон.

В то же время, для себя дополняю список следующими именами: Ярило, Купала, Коляда, Бальдр, Йоскеха, Ваю, Ганеша, Хануман, Хепри, Гор, Таммуз, Набу.

 

Упражнение: познакомьтесь с богом-Сеятелем

 

Рассуждая о боге-Сеятеле внутри себя, я отмечаю следующие качества: активность, стремление к физическому развитию и силе, изучение магии (любой, подобно богам-трикстерам, хотя черную и не применяю), стремление к изучению всего нового, путешествиям, инициативность, сильное творческое начало, хорошо проявленная сексуальность, склонность к риску. Из негативных: некоторая инфантильность (приходится признать, что она есть), не всегда люблю брать на себя ответственность за поступки, порой не взвешенные и даже безумные поступки, не всегда понимаю где грань между «хорошо» и «плохо», порой «заигрываюсь». Можно сказать, что к 29 годам я все еще нахожусь на стадии Сеятеля и мне в этой роли вполне нравится.

 

Автор: Negoc (Павел Федоров)

You may also like

Оставить комментарий